Испытание газом
Жители сельской местности, годами ждавшие газификации, стали ее заложниками
В последнее время в нашу редакцию поступает множество обращений читателей с жалобами на повышение платы за жилищнокоммунальные услуги. Но судя по ситуации, сложившейся у наших соседей — в Череповецком районе, горожанам еще грех жаловаться. Сегодня сельские жители платят за ЖКУ порой по 9 тыс. рублей, что соответствует ежемесячной плате за съем хорошей однокомнатной квартиры в Череповце.
Мечты сбываются — так подумали жители нескольких череповецких поселков, когда в их деревнях запустили газовые котельные. Власти заверяли, что платить за услуги ЖКХ с переходом на газ придется меньше, а отопление и горячая вода будут подаваться значительно стабильнее, чем при старой угольной технологии. Второе обещание было выполнено, а вот с первым возникли проблемы. Да еще какие: плата не только не уменьшилась, а еще и выросла. Корреспондент «Речи» попытался выяснить, почему сложилась такая ситуация.
Газовые котельные в прошлом году запустили в двух поселках Череповецкого района — Коротове и Домозерове. Сельчане с нетерпением ждали этого события несколько десятков лет: старые угольные котельные давно выработали свой ресурс, постоянно возникали проблемы с отоплением и подачей горячей воды в кирпичные дома. Однако радость от долгожданной газификации была недолгой. Получив новые счета за услуги ЖКХ, люди немало удивились: выставленные к оплате суммы зачастую серьезно превышали среднюю зарплату в их поселках.
— У многих вся зарплата уходит на квартплату! — возмущается работница коротовского совхоза Татьяна Драгунова. — Мы здесь получаем по 6 тыс. рублей и столько же отдаем за ЖКУ. Откуда такие цены, нам не объяснили. Например, почемуто в двухэтажных домах платят больше, а в трехэтажных меньше. В чем тут разница?
В Коротове уже прошел митинг, где люди пытались решить, что им делать дальше. Результатом нажима на местную власть стал перевод тарифов с «газовых» обратно на «угольные». Однако с учетом планового повышения цен на услуги ЖКХ послабление оказалось несущественным. Как утверждают в поселке, в Коротове живут люди, которые сегодня платят за ЖКУ вплоть до 9 тыс. рублей. Вернее, пытаются платить: число должников растет, ведь многим такие суммы просто не по карману.
По словам зам. главы администрации Коротова Валентины Семиной, тариф вырос изза того, что новая котельная построена в том числе за счет средств частного инвестора. Согласно условиям соглашения в течение пяти лет вложенные частником средства ему нужно вернуть. Именно этот «долг», то есть инвестиционная составляющая, и заложен в новый тариф. Такая же схема применена и в Домозерове.
В поселке Суда, что в нескольких километрах от Коротова, старую угольную котельную в Межном (район Суды) не заменили на газовую, но тоже передали в частные руки. Приход инвестора для местных жителей ознаменовался также повышением тарифов.
— Частник, видимо, уголь закупать не стал в старых объемах, а я смотрю, что теперь к котельной мужики стали таскать старые тополя, — рассказывает жительница Межного Надежда Добрынина. — Не знаю, как это связано с ценами, но они все время растут. Я живу в двухквартирном деревянном доме, и еще в 2007 году мы только за отопление платили 8243 рубля. При этом тепло то есть, то нет. В этом году мы бы платили уже около 10 тыс. рублей, но мы просто отрезались. Отрезались от тепла и все наши соседи, потому что таких денег ни у кого нет. У бабушек пенсии всего по 5 тыс. рублей, а им за тепло предлагают платить в два раза больше. Кто на это пойдет?
Возмущенные новым положением дел жители поселков уже написали письма в ряд инстанций с просьбой разобраться, насколько обоснован рост тарифов. Проведенная прокурорская проверка показала, что нарушений закона здесь нет.
— Законом предусмотрено, что в коммунальный тариф может включаться инвестиционная составляющая, — объясняет Ирина Пирязева, помощник прокурора Череповца. — Однако в случае Коротова и Домозерова проблема в том, что доля этой инвестиционной составляющей очень большая, и по такому тарифу жителям просто не по силам оплачивать услугу. Тариф установлен Региональной энергетической комиссией — единственным в области органом, который может регулировать размер стоимости тепловой энергии. При этом предельный уровень роста тарифов, установленный Федеральной службой по тарифам, не превышен, так как он высчитывается по всем видам коммунальных услуг и в совокупности не должен превышать 18,2 %. В поселениях, о которых идет речь, этот уровень не превышен. Помимо инвестиционной составляющей в тариф входят также материальные затраты предприятий ЖКХ, оказывающих услуги: это зарплата работников, содержание оборудования, ремонты и так далее. РЭК постаралась минимизировать размер тарифа, заложив очень маленькую составляющую именно для предприятий ЖКХ. Основная часть суммы идет инвесторам. По сути, РЭК сделала все, что могла. Если бы они заложили еще и амортизацию, то тариф был бы еще большим. В ходе проверки мы пришли к выводу, что нарушений закона в действиях РЭК нет. Другое дело, что районные власти могли заранее спрогнозировать, что рост тарифов будет очень серьезным и это скажется на жителях.
Глава администрации Череповецкого района Леонид Родичев с этим мнением не согласен:
— Мы не могли знать, каким будет тариф в итоге, так как его устанавливает РЭК, а не мы. В Домозерове сейчас поставлен вопрос о выкупе новой котельной в муниципальную собственность с тем, чтобы после этого убрать из тарифа инвестиционную составляющую, то есть снизить его. Письмо собственникам котельной на этот счет уже направлено, деньги на выкуп есть.
Впрочем, до окончательного разрешения ситуации еще далеко. Как утверждают в ряде инстанций, инвесторы, вложившие свои деньги в котельные, тоже не слишком довольны сегодняшним положением, так как их интерес побыстрее вернуть вложенные средства под угрозой. Как это сделать, если население вместо того, чтобы платить по новым тарифам, выходит митинговать? Кроме того, в обоих поселках растет число должников, а это ставит под вопрос уже саму окупаемость проектов, стоимость которых составляет десятки миллионов рублей.
Ударили по населению, впрочем, не только «инвестиционными» тарифами. В связи с кризисом областные власти были вынуждены региональную планку предоставления субсидий на услуги ЖКХ повысить с 10 % от совокупного дохода семьи до общефедерального уровня — 22 %. В благополучные времена Вологодская область удерживала эту планку ниже общефедерального уровня, но финансовоэкономические условия теперь изменились. Как следствие, многие жители лишились субсидии, а не секрет, что в сельской местности ее получали очень многие.
Кроме того, как уже сказано выше, идет и плановое повышение цен на услуги ЖКХ, которое не связано с какимилибо инвестициями. Так, рост средней розничной цены на газ для населения Вологодчины в 2009 году по сравнению с прошлым годом составит 18,2 %. Параллельно с ростом тарифа на газ будет увеличиваться и стоимость тепловой энергии, производимой на газовых котельных. К четвертому кварталу одна гигакалория станет на 50 рублей дороже, чем в январе. К слову, в том же Коротове одна гигакалория сегодня, с учетом инвестиционной составляющей и всех остальных факторов, стоит в 2,5 раза дороже, чем в Череповце.
При этом строительство новых газовых котельных с привлечением частных инвестиций становится популярной практикой на территории Вологодской области. Так, в начале марта в селе Остахово Вологодского района заработала полностью автоматизированная газовая котельная. Качественное теплоснабжение получили более 500 жителей из шести домов населенного пункта. О том, как изменились тарифы для населения в поселке, пока ничего не известно.
В целом в 2008 году для продолжения строительства объектов газификации на Вологодчине ОАО «Газпром» выделило 300 млн рублей. В качестве альтернативных источников теплоснабжения жители некоторых индивидуальных жилых домов используют миникотельные, работающие на электроэнергии или древесных топливных гранулах (пеллетах), которые позволяют существенно снизить расходы на тепло по сравнению с газовым отоплением. Однако в многоквартирных кирпичных домах такие технологии мало применимы, и они остаются зависимыми от газа и централизованной системы отопления.
Андрей Ненастьев
№49(22459)
24.03.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →