17 марта 2009 года. 08:09

Как приструнить цены

Чтобы обезопасить череповчан от продовольственных неурядиц, городские власти вмешаются в отношения местных производителей и розничных торговцев. Наладить между звень­ями продовольственной цепи взаимовыгодное сотрудничество, которое обеспечит сдерживание цен, — такая задача стоит перед администрацией города.
Ход реализации антикризисных мероприятий обсуждался вчера в мэрии на совещании рабочей группы по обеспечению продовольственной безопасности. Говорили о предпринимаемых мерах, направленных на обеспечение стабильной жизнедеятельности всех звеньев продовольственной цепи, и в первую очередь конечного — покупателя.

Главная задача рабочей группы, в которую входят представители городской администрации, торговли и товаропроизводители, — не допустить резкого роста цен. Сельскохозяйственные ярмарки, которые начали проводить в городе с конца прошлого года, позволили в какой­то степени сдерживать цены. С начала года они выросли на 1,4 %, тогда как по стране в целом рост составил 4 % и выше. Более того, в течение феврале они и во­все снизились на 0,4 % (мониторинг проведен по основным продуктам питания, всего 40 наименований).

Однако ясно, что ярмарки — не панацея, они не могут быть един­ственным инструментом регулирования цен. Поэтому нужно подключить другие механизмы. Какие?

Прежде всего, считают члены рабочей группы, необходимо «настроить» слаженную работу всех звеньев продовольственной цепи — товаропроизводителей, оптовиков и розницы, чтобы они придерживались единой ценовой политики, выгодной и для них, и для покупателей. Работа с ними ведется, но пока только с каждым из звеньев в отдельности. Вчера ее разъяснили по пунктам.

Товаропроизводители. В связи со снижением платежеспособности покупательские предпочтения череповчан изменились. Опыт ярмарок свидетельствует о высоком интересе населения к продукции местных сельхозпроизводителей и переработчиков сырья. Самое время насыщать ею продоволь­ственный рынок города.

— Присутствие на городских прилавках местной продукции выгодно всем, — убежден мэр Олег Кувшинников. — Это и налоги в бюджеты всех уровней, и гарантированное качество, и доступная цена.

Объемы, в которых присутствуют товары местных производителей на городских прилавках, мэра не устраивают, как не устраивает и позиционирование «наших» продуктов.

— Почему санкт­петербургская колбаса не очень понятного качест­ва лежит на прилавках в первых рядах, а череповецкая, с проверенным качеством, — в задних? — возмущается он. — Это дискриминация наших предприятий или здесь есть экономический расчет?

Городские власти намерены «настойчиво рекомендовать» рознице торговать продуктами от вологодских производителей и переработчиков. Возможны преференции тем торговым сетям, в которых доля местной продукции будет составлять не менее 50 %.

Попытка властей помочь «продвинуть» местную продукцию в магазины не получилась.

— В декабре­январе мы занимались подбором помещений в стационарной сети для местных производителей, где они могли бы торговать по оптовым ценам, — рассказывает начальник управления городской экономики и торговли Елена Авдеева. — Подобрали 17 помещений, но производителей они не заинтересовали по ряду причин, в том числе из­за очень высокой арендной платы и отсутствия условий для размещения продукции.

Может быть, специалистам управления удастся осуществить другой вариант продвижения. Они намерены обратиться к владельцам павильонов и малых объектов, торгующих алкоголем, с предложением переориентироваться на продукцию местных сельхозпроизводителей.

Кроме того, если у кого­то из товаропроизводителей возникнет желание разместить на территории города тонары для торговли своей продукцией, управление готово рассмотреть этот вопрос. На данный момент уже организована продажа картофеля в тонарах, в планах — организовать торговлю яйцом.

— Судя по ярмаркам, яйцо — очень востребованный продукт, — отметила Елена Авдеева. — За ним были большие очереди, до 60­ти человек.

В рамках работы с местными производителями в городе открыто 14 точек выездной торговли разливным молоком и 11 точек по продаже разливного молока размещено в стационарных предприятиях.

Оптовики и розница. Регулировать цены на уровне этих звеньев сложно: они находятся в постоянном конфликте друг с другом и с производителями. Когда власти предпринимают попытки разобраться, кто из них злоупотребляет торговыми наценками и повышает цены, одна сторона всегда кивает на другую. Как признается Елена Авдеева, повлиять на формирование цены на уровне оптового звена управление городской экономики и торговли практически не может (эти вопросы берет на себя областной департамент продовольственных ресурсов). Но при содействии управления в городе открыто 60 точек розничной торговли на оптовых складах, где горожане могут по оптовым ценам приобрести продукцию мелкооптовыми партиями, например мешок муки.

Розничным сетям власти предлагают применять различные схемы для поддержки покупателей, в том числе ограничение торговой наценки на социально значимые продукты питания. Акцию «Социальная цена» поддержали 140 торговых предприятий, они ограничивают торговую наценку на ряд видов продукции до 10 %. Нарушения условий практически нет.

— Но мы отметили другой факт, — говорит Елена Авдеева. — Товаропроизводители, предоставляя какие­то льготные условия, ждут аналогичных действий и от розницы. А розница далеко не всегда идет им навстречу.

Яркий тому пример — хлебная продукция, альтернативная той, что производится на череповецком хлебокомбинате. Владельцы пекарен, расположенных в поселениях Абаканово, Починок и др., готовы продавать и продают хлеб по существенно сниженным ценам, но «популяризации» их продукции среди населения препятствуют розничные сети.

— Мы провели обследование более 150 стационарных торговых предприятий (не брали только сеть магазинов «Череповецхлебторга» и другие специализированные магазины), — рассказывает Елена Авдеева. — Средняя торговая наценка на продукцию череповецкого хлебокомбината составляет 11 %, тогда как на альтернативный хлеб — 17 %, а во многих случаях и более 20 %. Увеличивая торговую наценку на альтернативный хлеб, розница уравнивает его в цене с продукцией хлебокомбината. При этом альтернативный хлеб продается только в 64 % торговых точек. Когда стационарные предприятия говорят, что он просто не пользуется спросом, это неправильно. По качеству он не уступает хлебокомбинатовскому, и если бы розница держала торговую наценку на него хотя бы на уровне 15 %, то покупатели получили бы возможность выбирать.

Смогут ли производители и продавцы когда­нибудь самостоятельно договориться о предельных торговых наценках и условиях сотрудничества в целом, выгодных для всех сторон, в том числе и для населения? Наверно, нет. Вчера участники совещания приняли концептуальное решение: помочь производителям и продавцам найти компромисс должна городская администрация, в частности управление городской экономики и торговли.

— Всем выгодно, чтобы цепочка «местные производители — розничная торговля — потребители» работала слаженно. Но наладить взаимную коммуникацию производителей и торговли предстоит городской администрации, потому что сами они не могут найти компромисс, — подытожил Олег Кувшинников.

Первое, что мэр поручил управлению городской экономики и торговли, — провести мониторинг торговых сетей на предмет объемов реализации товаров местных производителей и переработчиков.

В следующем номере читайте о ситуации в сфере продовольственной торговли, сложившейся на сегодня. Своими наблюдениями поделятся владельцы торговых точек.

Татьяна Тихонова
№44(22454)
17.03.2009

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

ТГК-2 назвало новые сроки включения горячей воды в центре Вологды

Водоснабжение должны были восстановить сегодня утром

Последнее в рубрике

Отопление веранды в межсезонье

Вологодская область характеризуется холодным климатом, особенно в осенне-зимний период, когда температура может опускаться ниже -20°C. Если у вас есть открытая веранда в загородном доме, важно правильно выбрать систему отопления, чтобы создать комфор