5 марта 2009 года. 10:07

«На авангард не хватает времени»

Холст долговечнее дерева и бетона. Ольга Карпачева рисует русские домики, чтобы их сохранить
На работе Ольга Карпачева имеет дело с чужими полотнами, а вечером или в выходные, выбираясь на природу, пишет свои. О том, на пользу или во вред живописцу образование реставратора, могут судить череповчане, которые посетят экспозицию работ вологодской художницы Ольги Карпачевой, открывшуюся в Выставочном зале.

«Работаю на два лагеря. В среде художников большинство считает, что я должна сконцентрироваться на живописи и не заниматься ничем другим. Реставраторы тоже считают меня своей. Пока мне удается успевать и там и сям», — говорит Ольга. Увидев ее работы «и там и сям», с автором соглашаешься. Как художник, создает яркие и сочные пейзажи, в которые вписывает архитектуру Русского Севера, и не только. Увидеть отреставрированные ею полотна тоже труда не составит — Ольга принимала участие в работе по консервации настенной живописи Успенского собора Кирилло­Белозерского монастыря, а также отре­ставрировала множество картин из собрания Вологодского музея­заповедника, где работает до сих пор. В Череповце она как дома. Во­первых, Карпачева персонально выставлялась в нашем городе и раньше. Во­вторых, после реставрационного училища в Суздале Ольга окончила худграф ЧГУ. И наконец, в­третьих — имеет продолжительный дружеский контакт с изве­стной череповецкой семьей Сергеевых. С дочерью супругов Сергеевых училась на одном курсе, прославленный художник Влади­слав Сергеев давал Ольге менторские наставления, а экс­глава музейного объединения Татьяна Сергеева привлекала к кое­каким реставрационным работам. В частности, полотен самого Василия Верещагина.

«Среди реставраторов несколько десятилетий ведется спор: должен ли реставратор быть художником или нет. Известно, что раньше в порядке вещей считалось, если реставратор вносит в картину изменения не только технического, но и творческого плана. Сейчас это считается непрофессионализмом. У меня как у художника рука, конечно, иногда чешется что­то дописать в полотно, которое реставрирую, но, к счастью, у меня есть собственные картины, на которые я переношу все свои задумки. К памятнику настоящий реставратор относится очень трепетно — его так научили, ему это привили», — рассказывает художница.

При том, что пишет Ольга Карпачева в традиционной манере, да и с сюжетами — храмы, березки — не мудрит, ее работы производят громадное впечатление на зрителя, причем не только русского. Музейные агенты из американского Далласа однажды увидели ее полотна на выставке в Москве и тут же купили несколько для своей коллекции. Их примеру последовали музейщики из Франции и Китая. Ведь не секрет, что лучше всего покупаются картины того художника, который не пишет на продажу. «Я берусь за кисть не ради выставок и денег, а для себя, для души, — утверждает художница. — После целого дня кропотливой и довольно тяжелой работы в вологодском музее собственная живопись воспринимается как отдых. Я бы не назвала себя художником­реалистом до мозга костей. Пишу в этой стилистике, потому что умею это делать и мне этого хочется. На разного рода авангард и какие­то поиски нового, если честно, не хватает времени. А еще… Мы, как мне кажется, запечатлевая реально существу­ющие уголки нашей области, помогаем сохранить их хотя бы на холсте. Очень многие здания, домики и даже деревушки, которые я писала, сегодня не существуют».

Сергей Виноградов
№38(22448)
05.03.2009

Источник: Газета «Речь»