Череповецкий «БАМ»
Ровно 30 лет назад в Череповце появился свой «БАМ». Правда, с железной дорогой это никак не связано. За общеизвестной аббревиатурой скрывался «Большой аммиак». Первый череповецкий аммиак из природного газа был получен 28 февраля 1979 года.
За 30 лет многое изменилось. Из тех аммиачников, которые вместе с японскими специалистами пускали цех, нынче на «Азоте» работают лишь единицы. Сегодня меняется уже четвертое поколение череповецких химиков.
О том, чем живет сегодня череповецкий «БАМ», какие задачи решает и что ожидает его впереди, мы беседуем с начальником цеха по производству аммиака № 1 ОАО «Череповецкий «Азот» Тимофеем Вешкельским.
— Тимофей Владимирович, 30 лет для химического производства — это много или мало?
— Для сложной химической технологии 30 лет — это достаточно солидный возраст. За это время развитие химической отрасли ушло далеко вперед — появилось новое поколение синтетических материалов, абсолютно новые продукты повседневного использования; изменилась и технология производства аммиака.
— Крупнотоннажное аммиачное производство, построенное по новейшей технологии, в 70е годы прошлого столетия было суперсовременным. Удается ли поддерживать состояние оборудования на уровне ХХI века?
— Действительно, агрегат фирмы ТЕС в свое время являлся представителем новейших технологий в области производства аммиака, в России подобных агрегатов на сегодня — 13. Новых, более современных агрегатов в России нет. Зато в Китае, Индии, на Ближнем Востоке активно вводятся в строй производства аммиака нового поколения. У этих агрегатов более высокая производительность, значительно ниже нормы потребления сырья и энергии, соответственно, ниже себестоимость выпускаемой продукции. Они составляют серьезную конкуренцию российским аммиачным производствам на мировом рынке. Чтобы сохранить свои позиции на рынке сбыта и успешно конкурировать, мы вынуждены постоянно совершенствовать технологическую схему, модернизировать свои производства. Этот вопрос назрел еще в середине 90х. Но в те годы в государстве было некому инвестировать такие стратегические отрасли промышленности, как химическая. В 2004 году «Череповецкий «Азот» вошел в компанию «ФосАгро», являющуюся ведущим российским производителем агрохимической продукции. Этот год стал точкой отсчета в глобальной модернизации аммиачного производства. Предстояло выполнить огромный объем работ: заменить морально и физически устаревшее оборудование на современное, внедрить более совершенные технологии, в первую очередь — информационные. За пять лет цех получил инвестиции в объеме без малого миллиард рублей. Самая масштабная в истории цеха реконструкция была проведена в 2007 году. Во время двухмесячного капремонта были выполнены строительство и монтаж установки осушки синтезгаза, реконструкция отделения очистки конвертированного газа и компрессора технологического воздуха и многоемногое другое. Особую сложность представляло освоение новой распределенной системы управления агрегатом, которая внедрялась в период пуска после капитального ремонта. Старая система управления технологическими процессами уже не соответствовала современным требованиям, и ее замена стала жизненной необходимостью. Была нужна более надежная, адекватная система защиты оборудования, отвечающая всем требованиям промышленной безопасности. Замена АСУТП проводилась в ходе одного капитального ремонта — редкий случай в истории эксплуатации аммиачных агрегатов. Для обучения аппаратчиков работе на новом оборудовании был установлен тренажерный компьютерный комплекс — принцип работы технологического персонала поменялся кардинально, люди учились в процессе проведения капитального ремонта, как только появлялась возможность. На 99 процентов технологический персонал справился с поставленной задачей.
Это общий производственный успех коллектива предприятия — на решение данного вопроса, без преувеличения, работал весь завод. Колоссальный труд проделали отдел технических инвестиций, УКС, служба главного инженера, ПКО выдавал проекты, изменения и дополнения к ним прямо по ходу ремонта. Очень большая и трудная работа была проведена заводскими прибористами, которые практически жили в цехе.
— Бываете ли вы на родственных предприятиях? Как выглядит череповецкое аммиачное производство на общероссийском уровне?
— Несмотря на то, что все мы конкуренты, сотрудничество между нами есть. Аммиачное производство — очень специфичная область химии, и не обмениваться опытом нам просто нельзя. Был 10летний период, когда мы друг с другом не общались (90е годы). Когда мы возобновили связи, выяснилось, что все наступают на одни и те же грабли, в разное время, с интервалом от 2 до 5 лет, сталкиваются с одними и теми же проблемами. Решаем их в одиночку, вместо того чтобы, учитывая опыт коллег, устранить неполадку заблаговременно и избежать огромных материальных потерь. Поэтому каждая командировка по обмену опытом окупается в разы. Если сравнивать работу нашего агрегата в масштабах страны, по выработке из 36 аммиачных производств мы занимаем 7е место, непосредственно по ТЕСовским — 3е. Но это еще не предел совершенства. У нас большие перспективные планы. Часть планов по модернизации производства в изменившихся финансовоэкономических условиях была перенесена на более поздний срок, но их выполнение никто не ставит под сомнение.
— Сегодня в цех приходит уже четвертое поколение аммиачников. Уходят на заслуженный отдых последние асы, те, кто учился работать у японских специалистов, кто пускал цех, знает его «изнутри». Существует ли в цехе преемственность поколений, какая ведется работа по обучению молодежи?
— Я цех не пускал, пришел сюда в 1986 году, когда агрегат уже успешно эксплуатировался. Оборудование было еще достаточно новое, эффективное, текучести кадров не было — в год был один, максимум два стажера. Работали профессионалы, учиться у них было одно удовольствие. С течением времени коллектив менялся, бывали моменты, когда в течение 1 — 2 лет уходили на пенсию до 30 процентов персонала, требовалась замена. А обучение аппаратчика, который способен полностью работать самостоятельно, чтобы за ним не надо было приглядывать, занимает не менее трех лет — слишком высока цена ошибки. В последние годы острой ситуации с кадрами нет, работа по подготовке персонала в части теории и практических навыков ведется планово и взвешенно. Технологи проводят очень много времени в специальном тренажерном зале, где учатся обращению со средствами управления. Подготовку молодых аппаратчиков по специально разработанной программе проводит опытнейший аммиачник, инструктор производственного обучения В.Н.Смирнов. Пройдя теоретическое обучение, будущие аппаратчики попадают в смену на стажировку. Обслуживать сложнейшее аммиачное производство без дополнительного обучения не сможет ни киповец, ни аппаратчик, ни слесарьремонтник, ни электромонтер — у нас индивидуальное оборудование, которого нет на других предприятиях. Поэтому мы заинтересованы, чтобы обученные люди оставались работать здесь. На это работает все, в том числе и программа по строительству жилья. Если мы вложили в человека время, силы, знания, средства, мы заинтересованы получить от него отдачу.
— Аммиачников называют элитой химической индустрии, поскольку это производство тонкой химии, где ведутся сложнейшие процессы. Есть какието определенные стандарты для представителей данной профессии?
— Я бы сказал, что все, кто обслуживает и ремонтирует агрегат, аммиачники. Какие стандарты? Высочайшая ответственность в работе, профессионализм, здоровый патриотизм. Все эти качества у наших работников присутствуют. И это очень важно, ведь именно мы сегодня стоим на страже продовольственной безопасности страны: аммиак является сырьем для получения минеральных удобрений, которые так необходимы нашим российским полям. С юбилеем, аммиачники и все работники ОАО «Череповецкий «Азот»!
Большая стройка.
В 70х годах прошлого столетия по масштабам Череповца строительство цеха по производству аммиака японской фирмы «Тойо Инжиниринг Корпорейшн» было во многом сродни главной стройке брежневской эпохи. Первые партии импортного оборудования начали поступать на азотнотуковый завод в июле 1976 года, а уже в январе 1977го пришла под разгрузку колонна синтеза — сердце будущего крупнотоннажного агрегата. Пуск цеха планировался к новому 1978 году (почемуто так было принято в те времена — именно к новогодним праздникам приурочивать подобные события), но сорокаградусные декабрьские морозы сорвали первоначальные сроки. И первый череповецкий аммиак из природного газа был получен 28 февраля 1979 года.
А 15 марта этого же года произошло еще одно знаковое для промышленного Череповца событие — пущен в эксплуатацию межзаводской аммиакопровод длиной 10 км, предназначенный для передачи жидкого аммиака в производство сложных удобрений Череповецкого химического завода (ныне — ОАО «Аммофос»). Он стал первым в отечественной практике сооружением для передачи сжиженного газа потребителю, не примыкающему своей площадкой к поставщику. Меньше чем через год, в феврале 1980го, череповецкому аммиаку был присвоен государственный Знак качества. Таким образом, наш «БАМ» был отмечен и на союзном уровне.
Ольга Широглазова
№35(22445)
02.03.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →