24 февраля 2009 года. 15:39

Новая кровля для Успенского храма

В деревянной церкви села Нелазского — крупнейшем памятнике деревянного зодчества в нашем районе — идет ремонт
Такого ремонта немногочисленные прихожане церкви ждали давно. Крыша 300­летнего храма протекала, и это очень расстраивало прихожан, которым к тому же редко доводилось бывать на службе в Успенском храме. Всего три раза в год посещают село Нелазское череповецкие священники из Воскресенского собора, проводя там богослужения.

За годы своего существования храм видел многое. Основанный в 1694 году, он прошел относительно невредимым через все неурядицы — сначала Руси, затем России и Советского Союза.

Своей стойкостью храм обязан не только молитвам верующих, но и прекрасной сосновой древесине, из которой его построили в ХVII веке. Мощные доски производят впечатление нерушимости и по сей день. Успенская церковь всегда выделялась на фоне села, ведь в Нелазском не было княже­ских теремов, а были, как и сегодня, небольшие избы. Жители на свои средства построили храм, на свои же средства его и содержали. Так как денег у крестьян почти не было, в церковь приносили свои изделия — село всегда славилось мастерами­ремесленниками. Например, жертвовали барки — купеческие лодки, предназначенные для занятий торговлей. Барки стоили очень дорого, и за тех, кто делал такой подарок, молились особенно усердно.

Во вкладных книгах Успенского храма (от слова «вклад», то есть «пожертвование»), хранящихся сейчас в Череповецком музейном объединении, также часто упоминается различная кухонная утварь, в частности сковородки. А ведь раньше сковородка была вещью тяжелой, из кованого металла, которого на такое изделие уходило много, поэтому считалась предметом роскоши. (В ХVII веке картошка еще была деликатесом, а блины жарили по особым поводам, таким, как свадьба или поминки.)

Еще одним источником средств для содержания храма стала взятая священниками в аренду речная мельница, единственная на все село. Каждый кресть­янин, приходивший молоть зерно, жертвовал копеечку на храм. Все пожертвования шли на развитие храмовой инфраструктуры.

Примерно через сто лет рядом с Успенской выросла уже каменная церковь Архангела Михаила (о ее судьбе можно подробнее прочитать в «Речи» от 26 ноября 2008 года, в статье Т.Тихоновой «Храм на продажу»). При двух храмах были и церковные лавки, и ризница, и дом, где жили священники, и приходская школа. Кстати, в честь одного из престолов церкви Архангела Михаила — престола Бориса и Глеба — село называлось Нелазским Борисоглебским. У Нелаз­ского были и свои занятные традиции. Например, среди храмового имущества находилось очень красивое платье, предназначенное для свадебного гулянья девушкам, которые по бедности не могли сшить себе подвенечный наряд.

Что же касается внутреннего убранства церкви в те времена, то украшена она была богато — росписью, резьбой по дереву, красивейшими иконами. Все это подверглось мародерству в 30­е годы, и если некоторые предметы из церкви, книги, документы сохранились в череповецком музее, то икон не осталось ни одной. Все они были либо сожжены, либо брошены в деревенские колодцы. Кстати, судьба тех, кто к этому причастен, в дальнейшем сложилась печальным образом — кто­то заболел, кто­то погиб на войне…

Тяжелый период в истории храма, когда здание использовалось и как склад, и как конюшня, закончился в 1991 году. Именно тогда, после долгих лет перерыва, в стенах Успенской церкви снова запели молитвы — службу проводил отец Георгий Трубицын, ныне настоятель череповецкого храма Рождества Христова.

Сегодня церковь словно оправляется от тяжелой болезни. Некогда разоренный иконостас стараниями сотрудников музея и представителей духовенства по­степенно «оживляется» ре­продукциями и настоящими иконами. Причем за прошедшие 18 лет в обновленном убранстве уже отмечены чудесные явления. Например, икона, изображающая святого Георгия Победоносца, была принесена в храм сотрудниками музея несколько лет назад. Первоначально она была совершенно белесая, батюшка тогда даже запретил вешать эту икону в самом зале, так как не читался образ святого. Теперь же она занимает достойное место — с каждым годом образ проявляется все отчетливее, уже можно разглядеть и самого святого, и змия, которого он пронзает копьем. Похожая судьба у еще одного из образов.

Особая история связана и с одной из храмовых ре­продукций. Согласно церковной легенде, икона Курской коренной Богоматери была чудесным образом найдена среди корней дерева, а когда нашедший святыню кресть­янин поднял ее, на этом месте забил источник. Теперь многие источники имеют посвящение в ее честь, в том числе и святой ручей села Нелаз­ского. Праздник, посвященный этой иконе, — один из трех праздников, которые отмечаются в храме, поэтому сотрудники музея очень старались ее найти.

«Эта икона в наших со­браниях не прослеживается, мы ее искали везде, вплоть до интернета, — рассказывает сотрудница музея Светлана Пономарева. — Изображение Курской коренной Богоматери было спасено от рук большевиков — наши последние эмигранты вместе с череповчанином генералом Кутеповым на корабле увезли икону в Америку (Сан­Франциско), где она находится и по сей день. Там она — очень известная и почитаемая реликвия. Ее возили по всей Америке, разрешали на ночь приносить к болящим. Я думаю, что эта святыня очень сильно поддерживала наших православных соотечественников в изгнании».

На время ремонта все церковное имущество, кро­ме того, которое нельзя выносить из храма, отправлено в музей, который сейчас стремится передать все это Воскресенскому собору. Сама же Успенская церковь пока принадлежит Федеральному агентству по охране исторических памятников. Текущий ремонт, финансируемый агентством, выполняется строителями из Вологды — оказывается, не каждая компания могла взяться за церковную кровлю, необходимы навыки реставрации памятников истории. Работы займут не меньше месяца, впрочем, зимой службы в Нелазском все равно не проходят — здание холодное, совсем не зимнее. В ближайшие месяцы храм будет оставаться только достопримечательностью для посещающих село паломников. Желающих посмотреть на жемчужину деревянного зодчества немало.

Елена Срапян
№31(22441)
20.02.2009

Источник: Газета «Речь»