24 февраля 2009 года. 15:39

Кто умерит аппетиты?

Ответ на этот вопрос искали представители власти и продовольственной торговли
Продовольственная безопасность череповчан стала темой совещания органов власти и представителей торговли, которое прошло вчера в мэрии. Какие меры нужно принять, чтобы обеспечить устойчивое функционирование продовольственной сферы? Стороны обменялись предложениями на этот счет.

Главный показатель развития торговли — темпы роста товарооборота — начал снижаться с середины прошлого года, продолжает снижаться сейчас, и положительных тенденций не прогнозируется.

— Сегодня для торговли наступило время выживания, — так вкратце охарактеризовала общее положение торговой сферы Ирина Романова, начальник управления лицензирования торговли и услуг департамента продресурсов области.

Что предлагает правительство торговцам для выживания, а следовательно, и для обеспечения продовольственной безопасности населения?

Во­первых, максимально четко определиться во взаимоотношениях с товаропроизводителями, поставщиками и финансовыми структурами для того, чтобы пережить «кризис доверия».

— Торговля жила за счет товарных кредитов от производителя, который давал существенные отсрочки платежей, — разъясняет Ирина Романова. — Сегодня производитель не может рассчитать, как будет развиваться бизнес, и не может быть уверен, выживет ли завтра магазин, которому он продает свой товар. Поэтому отсрочек не дает и даже требует предварительную оплату. По тем же причинам не готовы давать кредиты и банки.

Во­вторых, в ситуации, когда столп экономики региона — меткомбинат — переживает непростые времена, правительство считает необходимым сделать ставку на пищевую отрасль, поэтому предлагает торговцам увеличить на своих прилавках долю товаров местных производителей.

В­третьих, необходимо оптимизировать ассортимент, чтобы сократить издержки. Об этом сейчас говорят и производители.

— Молочный комбинат уже решился отказаться от производства каких­то видов продукции. И вам нужно просчитать, что можно исключить из ассортимента, чтобы завтра выжить.

В­четвертых, для того чтобы вся торгово­производительная цепь могла функционировать стабильно, власти призывают своевременно производить расчеты между всеми звеньями. В Тарногском районе уже случился инцидент: торговля задолжала колхозу за молоко 5 млн рублей, и работники два месяца не могли получить зарплату.

И в­пятых, рознице предлагается минимизировать торговую наценку.

На что готова пойти розница? Розница утверждает, что в прошлом году с каждого рубля, который покупатель отдавал в кассу, торговле оставалось примерно три копейки. А сейчас — почти нуль. Поэтому к снижению торговой наценки, которая является единственным источником дохода розничной торговли, она не готова.

— В большинстве предприятий торговая наценка на хлеб и молочную продукцию минимизирована до 10 %. Дальнейшее снижение наценки будет для нас губительно, — говорит Ирина Стяжкина, председатель ассоциации сферы розничной торговли и потребительского рынка города.

Представители торговли предлагают органам власти подключить административный ресурс и инициировать снижение торговой наценки со стороны производителей и оптового звена. Если этого не произойдет, увеличения доли местных производителей в розничной торговле ожидать не стоит, потому что их продукция не выдерживает ценовой конкуренции с товарами, ввозимыми из­за пределов области. Ирина Стяжкина в качестве примера приводит цены на мясо птицы. Грудка от местных производителей стоит 112 рублей, тогда как белгородцы продают ее за 105 рублей, а ставропольцы — за 103 рубля.

— Наш регулятор — покупатель, от его предпочтений зависит структура товарооборота, — отмечает Ирина Стяжкина. — Мы предлагаем производителям и оптовикам организовать акции по снижению цены. К примеру, Череповецкий молочный комбинат уже три месяца проводит акцию по реализации масла «Крестьянское» и «Вологодское». Он снизил на них торговую наценку, что позволило и рознице ее снизить. В итоге получили увеличение объема реализации этого масла.

Зам. мэра по стратегическому развитию города Сергей Ананенко, который председательствовал на совещании, поставил задачу разобраться в торговых взаимоотношениях производителей, оптовиков и розницы. И поручил представителям розничной торговли провести сравнительный анализ условий, на которых поставляют продукцию местные производители и из других регионов. Чтобы затем, опираясь на эти данные, выйти на аналогичное обсуждение темы продовольственной безопасности с департаментом сельского хозяйства, в ведении которого находятся местные производители.

Татьяна Тихонова
№31(22441)
20.02.2009

Источник: Газета «Речь»