18 февраля 2009 года. 10:16

«Четвертый проект будет последним»

Илья Авербух открыл череповецким журналис­там свои планы раньше, чем руководству «Первого канала»
«Наш тур проходит в кризисные времена, и у меня был некоторый страх, что люди не пойдут, — признался в Череповце создатель и режиссер телепроекта «Ледниковый период» Илья Авербух. — Но пока единственный зал, который мы не смогли собрать, это дворец в Новокузнецке. Но мы все равно туда приехали, и обязательно будем приезжать в те города, где по объективным причинам нельзя ожидать большой прибыли. Должна же в нашей жизни быть какая­то стабильность — люди хотят верить, что есть вещи, которые не подвластны никаким экономическим колебаниям». Череповец в отличие от металлургического коллеги встретил московских гостей аншлагом.

Создатель «Звезд на льду» и «Ледникового периода» сообщил на пресс­конференции, что четвертый проект подобного рода точно будет последним: «Хочу собрать самых ярких участников прошлых проектов». Такие заявления абы где не делают. Доверие к Череповцу, который трижды принял десант фигуристов и актеров, вполне понятно. Несмотря на то, что на дворе кризис, а телевизионные рейтинги третьего сезона несравнимы с двумя предыдущими, Череповец встретил героев льда и телеэкрана аншлагом. Мало того — если раньше участники проекта довольствовались автобусом, то теперь из Москвы в Череповец для «ледниковых» пришлось заказывать чартерный самолетный рейс.

За три года существования суперпопулярного проекта некоторые выводы и сравнения сами собой напрашиваются. Безусловными плюсами появления «Ледникового периода» стоит признать популяризацию фигурного катания и вал желающих заниматься им профессионально. Между тем этот процесс диковинным образом совпал с провалом российского фигурного катания на международной арене. В среде болельщиков послышалось нехорошее гудение: мол, пока лучшие тренеры и спортсмены скачут в телевизоре, один из главных российских видов спорта гибнет. Отвечать на упреки Илье Авербуху приходится в каждом городе, куда бы ни приехал проект. Череповец не стал исключением. Оказалось, что у фигуриста­продюсера, перетянувшего лучших фигуристов мира в шоу­бизнес, к профессиональному спорту есть свои претензии. «Смотреть соревнования по фигурному катанию сегодня совсем неинтересно, — заявляет он. — Международный союз конькобежцев, видя, что телевизионные шоу наступают, ужесточает требования к спортсменам. Они хотят, чтобы программы, которые фигуристы показывают на соревнованиях, дальше уходили от всякого актерства и насыщались большим количеством техниче­ских элементов. Уже сегодня можно увидеть, что многие эти программы очень похожи. Если раньше мы с моими тренером и партнершей готовили новую программу по два­три месяца, то некоторые нынешние спортсмены ставят ее за два­три дня, при этом половина времени уходит на поиск музыки».

«Фишкой» первого проекта была новизна, второго — соревновательность (состязались команды, возглавляемые разными тренерами), третий взял катанием. Причем всех участников, актеров в том числе. «Пускай некоторые из них не столь узнаваемы, зато катание у них гораздо выше, чем у звезд предыдущих проектов», — считает Авербух.

Третье шоу в Череповце по традиции открыла местная звездочка, выбранная самим Александром Абтом (он проводил мастер­класс для юных фигуристов) за пару часов до начала программы, — ею стала воспитанница ДЮСШ № 3 Валерия Воскресенская. Впрочем, до этого на площадку выбежали все участники проекта, облаченные в одинаковые серебристые наряды, и устроили умопомрачительную пляску, однако в полутьме зрители мало кого узнали. Далее почти все участники выходили попарно. Началось с ведущих — к Илье Авербуху, который открыл шоу, присоединился Марат Башаров. С тех пор как артист переквалифицировался из участников в ведущие, вместо партнерши Татьяны Навки (разошлись они только на льду — на гастролях, как стало известно, селятся в одном гостиничном номере) у него теперь Авербух, с которым поставлено уже несколько парных танцев. «Естественно, это для смеху сделано, — сказал Марат корреспонденту «Речи». — Два нормальных мужика не могут же кататься «про любовь», но лица у нас серьезные. Причем чем больше серьеза, тем зрителю смешнее».

Главной темой череповецкого выступления неожиданно стала военная тема. Чуть ли не каждый второй участник выходил на «сцену» в кирзовых сапогах, голенища которых произрастали из коньков, и в шинели. Особенно удачно солдатскую тему на льду показали Роман Костомаров с Аленой Бабенко и Алексей Ягудин, которого встречали, пожалуй, особенно бурно. По громкости оваций с ним могли поспорить разве что пара Алексея Тихонова и Марии Петровой, фигуристка Ирина Слуцкая (Башаров: «между собой мы зовем ее зажигалкой») да актер Егор Бероев, для которого выступление в Череповце вообще стало первым в рамках тура. Впрочем, Ягудин и уходил под гром аплодисментов, «купив» местную публику искренним признанием: «Такому приему в других городах могут только позавидовать». Актер Вадим Колганов с той же целью использовал другой «запрещенный» прием — поэтический. Главный стихоплет проекта, который катается с Татьяной Навкой, набросал в гримерке череповецкое четверостишие, которое и зачитал зрителям: «Мы решили вместе с Таней жителям Череповца подарить свое катание и улыбку в пол­лица». Происхождение означенной улыбки автором так и не было объяснено, зато он открыл журналисту «Речи», зачем отвлекается от театра и кино и участвует в телепроектах вроде «Ледникового периода» и «Короля ринга»: «Чего скрывать, это раскрутка. Слышал, что серьезные режиссеры не любят приглашать в свои фильмы актеров, которые часто мелькают на экранах. Скажу честно, они и раньше меня не очень активно приглашали. Жизнь идет, я не молодею, да и не хочу надеяться на то, что какой­нибудь режиссер­мэтр заглянет в театр на мой спектакль. Результаты моего участия в телепроектах уже ощущаю — больше стало работы в театре, антрепризу предлагают».

Сергей Виноградов
№29(22439)
18.02.2009

Источник: Газета «Речь»