17 февраля 2009 года. 14:28

Снова — под крыло соцзащиты

Дом ветеранов на Городецкой не останется «ничьим»
В доме, расположенном на ул. Городецкой, 14, — уютном пятиэтажном здании, окруженном высотными домами, — проживает несколько десятков одиноких пожилых людей и престарелых супружеских пар. Заботу и комфорт им обеспечивал комитет соцзащиты населения. Но условия изменились.

Дом сдали в эксплуатацию 6 мая 1995 года — к 50­летию Победы. Тогда городские власти надеялись, что постройка таких домов для горожан старшего возраста станет эффективным решением жилищной проблемы ветеранов, которых в очереди на жилье стояло несколько тысяч. «Возможно, что предприятия поддержат инициативу и начнут строить такие дома для тех, кто раньше работал в их коллективах, а сейчас на пенсии. Этот же дом выстроен за счет средств бюджета», — такие слова Евгения Артемова, возглавлявшего комитет соцзащиты в 1995 году, остались на страницах «Речи».

В новом специализированном жилом доме получили квартиры ветераны, расселенные из ветхого и аварийного жилья, а также проживающие вместе с детьми и внуками в сложных жилищных условиях. Многое в доме было сделано для комфорта и безопасности ветеранов: медицинский кабинет на первом этаже; пульт вахтера с селекторной связью, проведенной в каждую квартиру; своя мини­прачечная. Кроме того, жильцам дома было проще оплачивать коммунальные услуги: не обязательно ходить на почту и в домоуправление, можно было отдать деньги вместе с расчетными документами заведующей.

Да, проживая в доме, ветераны продолжают оплачивать коммунальные услуги — то есть живут на тех же условиях, что в обычной квартире. Вот только приватизировать квартиру, сдать ее или кого­нибудь вписать невозможно. Это оговаривается в специальном договоре пожизненного найма, который каждый новый жилец подписывает при въезде.

Дом просуществовал в структуре соцзащиты 10 лет, а потом пришлось перевести его в другое ведомство. О причинах нам рассказала Наталия Самчук, нынешний председатель комитета соцзащиты:

— С появлением нового Жилищного кодекса данный дом был выведен из нашей структуры, определен в департамент жилищно­коммунального хозяйства и передан под управление МУП «Жилищное хозяйство», поскольку жилищные вопросы — это не полномочия соцзащиты. Мы ведь занимаемся оказанием социальных услуг населению.

Обслуживающему предприятию — МУП «Жилищное хозяйство» — пришлось взять расходы на содержание всех дополнительных работников (вахтера, прачки, заведующей и др.) на свой баланс. Избежала этой участи только медсестра: она ведет прием по договору с поликлиникой № 7 и получает зарплату от государства. Поэтому не удивительно, что вскоре работать на ул. Городецкой, 14, остались только она, заведующая и вахтер. А с наступлением финансовых трудностей в этом году предприятие решило сократить и последние две ставки. Что вызвало бурные протесты среди жильцов.

— Мне без работы сидеть не приходится, — рассказывает Галина Иванова, которую мы застали на вахтерском посту. — Я и почту принимаю, по ящикам ее раскладываю; и слежу, кто заходит. Род­ственников каждого жильца уже в лицо знаю! Опять же часто просят «скорую» вызвать…

Вахтер для жильцов — родной человек. С ним и поговорить можно, и попросить о небольшой услуге. Например, купить хлеба в магазине. Ведь в этом доме ветеранам не приходится рассчитывать на соседей: все здесь — люди пожилого возраста, очень многие уже не могут обслужить себя сами, а потому находятся на надомном обслуживании у соцработников. Без заведу­ющей пожилым людям тоже никак не обойтись. А потому, узнав о грядущем увольнении работников, жители дома немедленно обратились в комитет социальной защиты. И там не замедлили с ответом.

— Мы готовили всевозможные варианты, как нам сохранить статус этого дома ветеранов, — рассказывает Наталия Самчук. — В процессе обсуждения сформировалось два варианта: или создать отделение на базе КЦСОН «Забота», или объявить конкурс среди управля­ющих компаний — кто мог бы взять на себя управление этим домом за счет субсидии из городского бюджета. Но функционал таких компаний не совсем подходит для управления этим домом. Там живут особенные люди — ветераны. Поэтому, на мой взгляд, правильнее было бы остановиться на первом варианте. Проект решения городской Думы и постановление мэра города должны быть приняты на днях. В настоящее время могу сказать: вахтер продолжает работать, пока по договору найма с управляющей компанией — они пошли нам навстречу. А в перспективе мы будем работать над созданием отдельного МУ «Специальный жилой дом для одиноких пенсионеров». Мы сделаем его самостоятельным учреждением со своей бухгалтерией и директором. Мы это поставили себе в план и будем двигаться в этом направлении.

Пока же условия проживания в доме устраивают не всех ветеранов.

— С одной стороны, оно и хорошо, — говорит участник Великой Отечественной войны Григорий Кравцов. — «Скорая» рядом, медсестра… Я на уколы к ней хожу. Но с соседями вот тяжело. Все — старики, как и я, а постоянного ухода и присмотра за нами нет. Например, раньше рядом жила парализованная женщина, с ней было так сложно…

В Доме ветеранов Григорий Родионович живет в уютной «однушке» с отдельной кухней и санузлом. Но сам он предпочел бы квартиру в обычном доме — «только на нашей улице, тут дочка у меня рядом живет».

Остальные ветераны тоже жалуются на свою нынешнюю жизнь:

— Я тут с самой сдачи дома живу, — рассказывает 80­летняя Вера Андреевна. — Так раньше веселее было: концерты проходили, библиотека своя была… И с документами удобнее. Даже полис нам всем вместе меняли, не нужно было самому идти! Теперь­то ничего этого нет. Да и жить не так дружно стали. Сейчас, говорят, нас возьмут в соцзащиту и новую заведующую пришлют. Лишь бы она хорошая оказалась! Деловая чтоб была и к нам внимательная.

Алена Андреева
№28(22438)
17.02.2009

Источник: Газета «Речь»