17 февраля 2009 года. 14:28

Лечебное дело

На сцене Дворца металлургов «люди в белых халатах» курили, пили и закусы­вали
«Госпиталь «Мулен Руж», эксцентричная и пронзительная пьеса Дани Лоран, француз­ского драматурга, стала абсолютным сюрпризом французского театра еще в 2003 году. Ее пьеса о буднях прифронтового госпиталя времен Первой мировой с успехом шла в парижских театрах, была удостоена главной французской театральной награды — премии «Мольер». Популярность пьесы у зрителей столь высока, что в течение нескольких сезонов она ставилась в Германии и Великобритании и до сих пор не сходит со сцен парижских театров. Передислоцированный на русскую почву «госпиталь» прижился с первых же представлений. В воскресенье знаменитый спектакль показали в Череповце.

Старик Станиславский всю сознательную жизнь ратовал за реализм в театре. Так и говорил актерам: мол, представьте, что зрительного зала не существует, а на его месте четвертая стена. Так и играйте. Постулаты создателя МХАТа предстали перед глазами череповецких зрителей на спектакле «Госпиталь «Мулен Руж», который в минувшее воскресенье показала продюсерская компания «Независимый театральный проект». На сцене Дворца металлургов этот самый реализм дымился, испускал табачный аромат, бил в нос пузырьками шампан­ского и рассыпался по столу хлебными крошками. То ли для пущей достоверности, то ли хулиганства ради актеры все делали взаправду — со смаком ели реальные паштет и пирог, курили дорогие дам­ские сигареты и пили настоящее шампанское, предварительно стрельнув в потолок пробкой.

У антрепризного спектакля имеется несколько непреложных законов. Сюжет не должен быть затасканным, следовательно, классика исключается. Действующих лиц — четверо или пятеро, максимум семеро. Сюжетных перипетий немного, но обязательно чтобы смешно и про любовь одновременно. Найти пьесу, отвечающую этим условиям, бывает очень непросто. Обычно отчаявшиеся продюсеры пускаются на разного рода ухищрения: либо любовную интригу сбоку припеку присобачат, либо действующих лиц секвестрируют наполовину, распределив реплики сокращенных между персонажами, сохранившими свое «рабочее место».

Честь и хвала режиссеру Виктору Шамирову, считающемуся одним из виднейших специалистов в деле «постановок на скорую руку», за то, что сумел найти отличную пьесу французской актрисы и драматурга Дани Лоран. В Европе ее лирическая история из жизни военного госпиталя, работающего во время войны 1914 года, пользуется невероятной популярностью и завоевала массу призов. Передислоцированный на русскую почву «госпиталь» прижился с первых же представлений — зрители его полюбили, да и сама автор, побывав в Москве на премьере в 2005 году, ответственно заявила, что европейским актерам до мастерства русских коллег еще расти и расти.

По сюжету, дело происходит во французской глуши. На сцене декорации госпиталя, вернее — одной из его комнат, в которой располагаются медсестры. Им в ней совсем не тесно, поскольку медсестер в госпитале на 113 больных работает всего трое. Время военное, пищи и лекарств в обрез, а потому лечить зачастую приходится добрым словом и юмором. Более всего в юморе черном преуспела сестра Маргарита (Людмила Артемьева) — двадцать лет, проведенные возле коек умирающих, сделали ее циничной и твердой. В жизни, и уж тем более во время войны, на таких все держится. Ее помощницы — Сюзи и Луиза. Сюзи — деревенская простушка, умеющая обращаться с конями на скаку и горящими избами для достижения своих целей. Сейчас ее цель — выйти замуж за пациента Анри, которому в процессе спектакля ампутируют ногу. Ее сменщица Луиза (Алина Сергеева) — барышня из отряда «божьих одуванчиков». От вида крови падает в обморок, и даже шприц вызывает у нее головокружение. Еще в сестринскую «служебку» время от времени заглядывают графиня Андриенна, мать Анри (Анна Каменкова), и его слабоумный брат Пьер (Георгий Дронов). Рождество и война сводит пятерых столь разных людей в одной комнате — они закусывают шампанское паштетом и разговаривают «за жизнь». Откровенную беседу с признаниями в любви и руганью прерывают стоны больных за дверью (для зрителей ее так и не открыли) и визг падающих и взрывающихся поблизости бомб. Какая именно война идет на дворе, публике не сообщается, да это и неважно. Какая бы ни была, больше всего она отражается на женщинах. А какую еще пьесу можно было ждать от рафинированной французской актрисы Дани Лоран. По ходу действия все ее персонажи, кроме, пожалуй, Пьера, хотя бы раз падали на колени перед изваянием Девы Марии, шепча молитву о скором окончании войны. Больше двух часов создатели спектакля на все лады старались, чтобы зрители зашептали русское «Лишь бы не было войны». «Над спектаклем работалось легко и трудно одновременно, — говорит актриса Людмила Артемьева. — Режиссер Виктор Шамиров задал правильный тон сразу на первой репетиции. В пьесе Дани Лоран не происходит событий глобального масштаба. Пьеса очень похожа на киносценарий. Ставка сделана на актерский ансамбль». Прославившаяся участием в рекламных роликах (некоторые ее работы почти десятилетней давности вновь всплыли на экранах), Артемьева весьма убедительно и пронзительно сыграла роль Маргариты, не сбрасывая при этом комического амплуа. Хорош в своей роли оказался и Георгий Дронов (сильная половина из сериала «Саша + Маша»), который настолько сросся со своим персонажем, что не «поумнел» даже на финальных аплодисментах.

P.S. Да, парижское кабаре «Мулен Руж» возникло в заголовке из­за красного платья Сюзи, в котором Олеся Железняк, сверкая панталонами, танцует под Рождество канкан во имя моральной поддержки раненых.

Сергей Виноградов
№28(22438)
17.02.2009

Источник: Газета «Речь»