16 февраля 2009 года. 09:39

Копилка моего детства

Когда мне было лет девять, я работал маслоделом. Дело в том, что в стране СССР, в которой я тогда жил, очень плохо было с продуктами. Кушали главным образом картошку с капустой. Мясо — только по большим праздникам, куры и яйца — только с рынка, за молоком и сметаной — большущие очереди. Вместо сливочного масла — маргарин (говорили, что он делается из нефти). Вот и попросила меня мама сбивать масло. Наливала в литровую банку граммов 300 — 350 сметаны, закрывала ее плотно и давала задание трясти эту банку энергично, но чтобы не разбить. Через 20 минут сметана превращалась в мутную жидкость (сыворотку), в которой плавал небольшой кусочек настоящего сливочного масла. За этот труд я получал 10 копеек, которые тут же бросал в горлышко пустой бутылки из­под шампанского. Это была моя копилка. Я копил на велосипед «Орленок», который стоил тогда 9 рублей 80 копеек. Как сейчас помню.
К чему это я. Встретил недавно старого знакомого. «Как дела?» «Как сажа…» — отвечает. В общем: машину разбил; премий нет; жену уволили; тесть, подрабатывавший дворником, сломал в январские гололеды ногу. Но больше всего Юрия волнуют его дочки, 17 и 20 лет. Им каждый день что­то надо — тряпки, цацки, косметику, ночные клубы. И каждый день: папка, дай бабла. Дай, дай, дай… И как им объяснить, что на дворе кризис, если газет они не читают, а по телику только «Дом­2» смотрят? Как научить экономить, денежку не только тратить, но и копить?

Вот тут я и вспомнил про свою детскую копилку. А в самом деле, многие ли нынешние родители пользуются таким нехитрым инструментом, чтобы воспитать в ребенке бережливость и трезвый расчет? В США, к примеру, вокруг обыкновенной детской копилки созданы целые теории. Там копилка — неотъемлемый атрибут воспитания финансовой «стойкости», умения распределять финансовые потоки. Первым делом ребенку объясняют, как выглядит семейный бюджет; сколько зарабатывают взрослые члены семьи и на что тратятся деньги; какую долю «съедают» налоги, мобильная связь, квартплата, расходы на дорогу и питание, а сколько остается.

После такой подготовки американские психологи советуют выяснить, о чем материальном мечтает малыш. Если это конкретная игрушка, ее можно нарисовать или вырезать из каталога, так конечный результат будет «виднее» ребенку. Но самое важное, чтобы не родители «подкладывали» малышу деньги, сливая мелочь из собственных кошельков и карманов, а чтобы он делал это сам. Для этого эксперты советуют выделить ребенку лимит, допустим, доллар в день. Эти деньги он может потратить полностью на мелочи (конфеты, мороженое), а может, сэкономив, купить впоследствии то, о чем дей­ствительно мечтал. И еще советуют находить посильную для него домашнюю работу, которую тоже следует поощрять материально.

Детям постарше позволяют завести не одну, а сразу две копилки, чтобы они поняли разницу между «просто» деньгами и деньгами, которые приносят доход. Первая копилка — это сбережения, это «консервативный» финансовый порт­фель ребенка на черный день (как наш Стабфонд). Вторая копилка — будущие инвестиции. Здесь лежат «венчурные» деньги, их позволено тратить на «безумные» проекты, вкладывать в коллекционирование марок, монет, производство собственного скейтборда, да во что угодно… Кстати, в Европе и США дети учатся самостоятельно инвестировать свои венчурные день­ги, вкладывая их в акции взаимных фондов производителей игрушек или акции «Кока­колы», в общем, в то, что им понятно и близко.

Вот и догадывайтесь теперь, почему в Америке столько «денежных мешков» и мальчиков­рокфеллеров. А в России — лишь нефть, газ и девочки­дай. Хотя, конечно, сегодня даже нашим взрослым россиянам, пережившим период кредитного изобилия, трудно перестроиться на режим жесткой экономии и накопления, тем более что мало кого из нас этому действительно учили.

…А между прочим, на «Орленок» я тогда накопил — ведь моими способностями маслодела пользоваться стали даже соседи (и почему я не выбрал эту профессию). Хотя, если честно, то чуть­чуть терпения у меня не хватило. Когда отец молотком разбил бутылку­копилку, мы насчитали только 8 рублей 10 копеек. Остальное добавили родители, и уже через час в нашем дворе стоял новенький, еще в смазке, велик.

Сергей Бегляк
№26(22436)
13.02.2009

Источник: Газета «Речь»