16 февраля 2009 года. 09:39

Президент в Вологде. Подробности визита

Утром в среду вся Вологда замерла в ожидании высокопоставленного гостя, о возможном приезде которого в нашей области говорили уже около месяца.
Самолет с президентом России Дмитрием Медведевым на борту должен был приземлиться в вологодском аэропорту ближе к полудню, но уже в 8 часов утра вологодские улицы выглядели так, будто глава государства появится здесь через две минуты. В полной готовности находились и все исправительные учреждения региона, хотя на тот момент уже было известно, что Медведев прямо с самолета поедет осматривать воспитательную колонию для несовершеннолетних в поселке Паприха. Дмитрий Медведев стал первым российским президентом, который решил своими глазами посмотреть на жизнь заключенных. Увиденным в колонии остался доволен, однако на прошедшем затем в вологодском Белом доме заседании президиума Госсовета президент подверг весьма жесткой критике сложившуюся в России уголовно­исполнительную систему.

На въезде в Вологду было на удивление спокойно: признаться, мы ожидали, что проверять будут если не все машины, то, по крайней мере, большинство. Ведь недаром журналистов позвали в Белый дом за несколько часов до намеченного времени прилета президента. Картина на местном посту ГИБДД удивила: мирно стоящие на обочине лесовозы, два инспектора, неторопливо проверяющие документы у водителей. Никаких усилений, тотальных проверок и прочих атрибутов «специальных оперативных мероприятий». Первые милицейские посты были замечены на подходах к Вологодскому институту права и экономики. Некоторое время назад появилась информация, что Дмитрий Медведев намерен посетить этот вуз, так как здесь готовятся кадры для системы исполнения наказаний, а президент прибывает в Вологду как раз для обсуждения проблем уголовно­исполнительной системы. По рассказам студентов, в институте провели весьма дорогостоящий ремонт, а 11 февраля начистили все до блеска. Большин­ство занятий отменили.

Центральные улицы Во­логды поразили своей ухоженностью. Такое впечатление, что местные коммунальщики трудились всю ночь: идеально чистая проезжая часть, никакого льда на тротуарах, практически на каждой автобусной остановке — дворник с метлой. И тут же милиционер. («Достаточное количе­ство для обеспечения порядка» — такой фразой в УВД области охарактеризовали общее число сотрудников милиции, работавших в тот день.) На каждом перекрест­ке — инспектор ГИБДД. На мостах через каждые 50 метров также стоят милиционеры, мимо которых проезжают сверкающие автобусы и троллейбусы. Рядом со зданием правительства области на ул. Герцена беспрерывно колесит трактор со щеткой сзади: снег едва успевает коснуться земли.

Около 12 часов у Белого дома начинает скапливаться толпа людей, желающих посмотреть на президента. Близко к зданию никого не подпускают: выстраивается сплошной милицейский кордон. Стоящие на парковке напротив областного Арбитражного суда машины проверяет кинолог с собакой. Тут и там мелькают люди в штатском с характерным проводком, неприметно тянущимся от уха куда­то в глубь черного пиджака. На крышах соседних зданий движение: снайперы занимают позиции.

Самолет президента приземлился с опозданием — в 14 часов. Из аэропорта Дмитрий Медведев, как и предполагалось сценарием, сразу же отправился в Паприху (Вологодский район), в воспитательную колонию, в которой содержатся молодые люди от 14 до 19 лет. «Оставайтесь людьми» и «Помни, тебя ждут дома» — такие плакаты на входе встретили главу государства, в ожидании которого местные повара не менее трех раз подогревали суп в столовой: президенту непременно решили показать, чем кормят заключенных; не исключался вариант, что глава государства и сам отведает блюда. Впрочем, «заключенные» и «тюрьма» — слова, не вполне применимые к колонии в Паприхе. Ее воспитанники называют место их содержания лагерем.

— Работает все? Все грузит? — поинтересовался президент у одного из заключенных, который работал на компьютере.

Молодой человек посредством видеосвязи (пилотный проект «Видеосвидание» работает пока только в Вологде и Рязани) общался с матерью, которая находилась в Вологодском управлении федеральной службы исполнения наказаний. Разговаривали собеседники по телефону, а видели друг друга на экранах компьютеров через веб­камеры. Скоростью передачи данных президент, известный своей «продвинутостью» в высоких технологиях, остался доволен, после чего в сопровождении руководства колонии и многочисленных телекамер прошел в столовую. Убедившись, что еды здесь в достатке, а качество ее и без дегустации не вызывает сомнений, Дмитрий Медведев проследовал в местное профучилище, где воспитанники колонии проводят вторую половину дня. Здесь он по­смотрел, как на примере «шестерки» молодые люди осваивают профессию автослесаря.

В Белый дом Дмитрий Медведев приехал ближе к 16 часам. Все это время его ожидали не только собравшиеся на улице вологжане, но и журналисты нескольких десятков СМИ, которых уже пропустили в здание. Предполагалось, что заседание президиума Госсовета пройдет в Малом зале правительства, журналистам же отвели Большой зал: изображение с совещания транслировалось на плазменный телевизор через видеокамеру. Непосредственно на заседании несколько минут находились только видеооператоры и фотокоры. Корреспонденты федеральных информагентств (ИТАР­ТАСС, «Интерфакс», «Блумберг» и так далее) передавали информацию в редакции в режиме онлайн посредством ноутбуков. Съемочные группы федеральных телеканалов — «Первый канал», «Россия» и НТВ — приехали на своих машинах со спутниковыми антеннами на крышах и мини­студиями внутри, чтобы обеспечить оперативный монтаж и передачу сюжетов.

За несколько минут до приезда президента вокруг Белого дома воцарилась полная тишина: перекрыли движение. Вскоре тишину прорезал вой сирен, засверкали сине­красные огни машин сопровождения. Спустя минуту глава государства вышел из тонированного микроавтобуса и направился к небольшой группе людей, которых подпустили ближе всех к зданию. Пообщавшись с ними несколько минут, он поднялся по лестнице.

— В течение многих десятилетий ХХ века работа нашей уголовно­исполнительной системы, как и уголовная политика, носила преимущественно репрессивный характер, — заявил президент, начиная совещание президиума Госсовета, на которое собрались губернаторы восьми регионов (в том числе, естественно, губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев), генпрокурор России Юрий Чайка, руководитель аппарата правительства РФ Сергей Собянин, министр внутренних дел Рашид Нургалиев, полпред президента в СЗФО Илья Клебанов, председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин и ряд других не менее высокопоставленных чиновников.

Губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев в своем докладе отметил, что уровень преступности в стране остается высоким, при этом множество преступлений относятся к категории рецидива, то есть совершаются ранее судимыми людьми.

— Около 40 % наказаний, назначенных судами, не связаны с реальным лишением свободы, но до суда наказанные люди часто находятся под арестом в изоляторах, приобщаются к тюремной жизни, хотя в этом нет реальной необходимости, — отметил губернатор.

Президент призвал к гуманизации наказания и сокращению числа заключенных, которых на сегодня насчитывается более 890 тыс. человек. По мнению президента, следует шире применять такие формы, как залог, домашний арест, штрафы, введение электронных «браслетов», которые не лишают свободы, а лишь ограничивают ее. Кроме того, Медведев обратил внимание на то, что хотя за последние 10 лет финансирование системы исполнения наказаний выросло в 12 раз, оно все равно недостаточно. В том числе недостаточна зарплата работников пенитенциарной системы, не говоря уже о престиже их профессии.

Также президент выразил готовность самостоятельно заниматься такими вопросами, как помилование осужденных.

— Недопустима ситуация, когда комиссии по помилованию либо пачками принимают решения о помиловании осужденных за преступления различной степени тяжести, либо, наоборот, никого не милуют. Нужен разумный подход. Я буду заниматься этим вопросом сам, как президент, — подчеркнул Медведев.

Все предлагаемые меры должны быть оформлены в единую концепцию развития уголовно­исполнительной системы до 1 апреля.

Последним пунктом в программе визита президента значился осмотр Софийского собора и Вологодского кремля. За оцепление пропустили только ограниченное количество журналистов. В кремле хранится свыше 3 тыс. изделий вологодских мастеров. Наиболее ранним памятником промысла является золотное кружево ХVII — ХVIII веков. Президенту показали две лучшие коллекции — кружева и древнерусской живописи. Как сообщает «Интерфакс», Медведев изумился тонкой работой кружевниц. Президенту показали не только сами кружева, но и процесс их изготовления. Так, в одном из залов музея демонстрировала работу на коклюшках вологодская кружевница, которая плела палантин около трех метров в длину. Как рассказали Медведеву, над этим изделием трудятся сразу три мастерицы, и на тонкую, практически ювелирную работу у них уйдет около месяца. В готовом виде палантин будет стоить порядка 30 тыс. рублей.

— Я теперь понимаю, почему этим народным промыслом не занимаются мужчины. Силы воли меньше, — прокомментировал увиденное президент и подтвердил свое одобрение идеи губернатора Вячеслава Позгалева о создании в Вологде музея кружева, который поможет областному центру обрести национальный статус кружевной столицы России.

Председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев, приехавший в Вологду в рамках заседания президиума Госсовета, на встрече с журналистами отметил высокую квалификацию судей и хорошее качество работы судов Вологодской области. «Однако показатели не могут быть всегда постоянными, — подчеркнул Вячеслав Лебедев. — Это связано и с поступлением отдельных наиболее сложных дел, увеличением объема работы. Должен быть анализ деятельности не по количеству дел, а с учетом тех обстоятельств, которые влияли на работу и на оперативность. Послед­ствиями большой нагрузки может стать снижение качества, и уровень подготовки судьи тоже немедленно сказывается на качестве, важен опыт работы, специальные знания, умение вести разного рода заседания. Наша задача — чтобы все процессы и обновления судебного корпуса не отражались на качестве ведения дел. Суды Вологодской области в этом плане работают достаточно стабильно, уровень работы судей хороший».

В недавнем интервью «Российской газете» губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев так прокомментировал состояние уголовно­исполнительной системы в нашем регионе:

— Кроме Ленина, на Вологодчине сидели все. В царской России было четыре централа, один из них наш, Александровский, у нас сохранился, как и домик, где в ссылке жил Сталин. В этом домике сделан музей политической ссылки. Там подлинные документы, как филеры следили, писали отчеты каллиграфическим почерком — куда пошел, с кем встречался, что делал. Городок небольшой, все на виду, и поэтому традиции правоохранительные заложены очень давно. Это может быть еще одним нашим брендом. Cреди тех, кто отбывал наказание, наша система пользовалась авторитетом — человеческие условия содержания, справедливость, отсутствие издевательств и зверств со стороны надсмотрщиков, тюремщиков. Мы думали — стоит ли нам вслух об этом говорить? А почему не стоит? Да и президент все время говорит о гуманизации системы содержания заключенных. Да, на озере Белом, на острове Огненном в тюрьме сидят 200 человек, которые никогда не выйдут на свободу. Но не о них речь. О пацанах, которых мы за проступок сажаем в тюрьму. Они не родились преступниками. Они еще в таком возрасте, когда их можно перевоспитать.

Сколько президентов побывало на Вологодчине?

Первым президентом, приехавшим в Вологодскую область, был Борис Ельцин. В Череповце он побывал 29 апреля 1992 года. Владимир Путин дважды приезжал на Вологодчину: 28 апреля 2001 года (в Вологду и Кириллов) и в рождественскую ночь 2008 года (в Великий Устюг). Президент Дмитрий Медведев посетил наш регион впервые и, таким образом, стал третьим президентом, побывавшим в Вологодской области.

Андрей Ненастьев
№26(22436)
13.02.2009

Источник: Газета «Речь»