Не сдается врагу и участковому
Внук боцмана легендарного «Варяга» живет в Череповце
Уроженцу Череповецкого района Дмитрию Грузилову удалось избежать гибели на «Варяге», где он служил боцманом, — после русскояпонской войны Грузилов вернулся домой, завел семью и зажил сухопутной жизнью. Однако, по воспоминаниям родственников, морского кителя не снимал до самой смерти. «Я помню, он всегда ходил в форменной морской рубахе, свисток боцманский на груди висел. И конечно, кресты наградные — он с ними никогда не расставался», — рассказал «Речи» внук моряка Владимир Грузилов (на фото).
105 лет исполнилось со дня гибели крейсера «Варяг», который в отличие от другого крейсера, «Авроры», не сделался музеем, а лежит на дне морском. Широкая патриотическая пропаганда последнего времени вновь заставила знаменитый корабль всплыть на телеэкранах, а также страницах книг и статей. Однако, согласно уличным опросам, большинству россиян о «Варяге» известно лишь то, что он был гордым и не сдавался врагу. «Прощайте, товарищи! С Богом, ура! Кипящее море под нами! Не думали, братцы, мы с вами вчера, что нынче умрем под волнами», — гласит знаменитая песня. Боцман «Варяга», уроженец Череповецкого района Дмитрий Грузилов участи многих «братцев» избежал — после русскояпонской войны вернулся домой, завел семью и зажил сухопутной жизнью. Однако, по воспоминаниям внука, морского кителя не снимал до самой смерти.
«Если честно, ничего интересного про «Варяг» и участие дедушки в знаменитом бое я сказать не могу, — говорит череповецкий пенсионер Владимир Грузилов. — Я был маленьким, когда он умер, и многого не помню. Вспоминаю, как он приходил к нам при всем параде, в морской форме. На лодке катал меня не раз — никаких моторов не признавал, только весла. Насколько помню, ходил в форменной морской рубахе, свисток боцманский на груди висел. И конечно, кресты наградные — он с ними никогда не расставался. Отец рассказывал, что его за эти кресты участковый стращал. Говорил — наденешь еще раз, в тюрьму тебя посадим. А он ему: «Не ты мне их вешал, не тебе и снимать». В итоге, по словам Владимира Вениаминовича, кресты так и не были сняты — практически все предметы морского прошлого деда (ордена и кортик в том числе) были сложены в гроб. Историей жизни и гибели «Варяга» Владимир Вениаминович никогда не интересовался. О том, что фамилия Грузилов значится на досках Георгиевского зала Московского Кремля, рассказали друзья. Внук не точно помнит год смерти деда («он умер, когда Заречье было деревней, — дедушка жил в частном доме гдето в районе сегодняшней улицы Тимохина»), да и из его биографии знает мало. «Я думаю так: при царе ведь служили подолгу, должно быть, дед до пенсии служил во флоте», — говорит он. Так или иначе, сын боцмана Дмитрия Грузилова Вениамин появился на свет в 1918 году, спустя четырнадцать лет после печальных событий в корейском порту. С молодых лет он работал в промышленном отделе горкома КПСС, а после того как в Череповце построили металлургический завод, перешел на должность старшего мастера по гидравлике. Его сын Владимир всю жизнь отдал профессии водителя — много лет возил первого секретаря горкома и начальников цехов комбината. «Не знаю, передалась ли дедовская морская душа мне. На море я бывал, когда в Крым на отдых ездил, но плавал только на пассажирских теплоходиках», — рассказывает он.
Из биографии «Варяга».
Крейсер «Варяг» — бронепалубный крейсер 1го ранга 1й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901 — 1904 гг. Крейсер был построен в рамках военноморской программы 1898 года, строительство велось в Филадельфии (США). В 1900 году корабль был передан ВМФ России и в 1901м вступил в строй.
В самом начале Русскояпонской войны 1904 — 1905 годов крейсер «Варяг» находился в нейтральном корейском порту Чемульпо. 26 января (8 февраля) 1904 г. японская эскадра контрадмирала Уриу блокировала порт, имея целью прикрыть высадку десанта (3 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «Варяга». Днем позже капитан «Варяга» Всеволод Руднев получил от Уриу ультиматум: покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в ПортАртур, а в случае неудачи взорвать корабли. При выходе из порта на расстоянии десяти миль корабли встретили японскую эскадру. Неравный бой длился 50 минут. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов — его огнем был потоплен один миноносец и повреждены четыре японских крейсера; противник потерял около 30 человек убитыми и около 200 человек ранеными. «Варяг» получил пять подводных пробоин и лишился почти всех орудий; потери экипажа — один офицер и тридцать матросов убиты, почти двести человек получили легкие ранения. Не имея возможности продолжать бой, русские корабли вернулись в Чемульпо, где затопили корабль, открыв кингстоны.
В 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введен в строй под названием «Сойя». В 1916 году выкуплен Россией и включен в состав флотилии Северного Ледовитого океана под прежним названием. В 1925 году при буксировке из Великобритании (был отправлен туда на ремонт) корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море.
Сергей Виноградов
№24(22434)
11.02.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →