9 февраля 2009 года. 12:10

Аптека, улица, фонарь…

Череповец — не только город лидеров, но и город контрастов и парадоксов. Один из них подмечают многие приезжие: на 308­тысячный город приходится не менее 10 круглосуточных магазинов цветов… и всего одна аптека, работающая в ночное время! Действительно ли цветы после 20.00 нужнее, чем аспирин или анальгин? Чтобы выяснить это, корреспондент «Речи» разделила ночное дежурство с провизорами и фармацевтами аптеки № 90, что на ул. Металлургов, 20.
Человеку несведущему найти эту аптеку будет нелегко. Да, на ней есть большая вывеска — в традиционных для муниципальных аптек НТПП «Фармация» зеленых тонах. Есть и широкие двери. Но открыты они только с 8.00 до 20.00. Оставшиеся 12 ночных часов лекарства продают через небольшое окошечко в торце здания. Порядок обслуживания не меняется уже 45 лет — со дня основания аптеки. Позвоните в звонок, назовите нужное лекарство и получите его у продавца. Впрочем, у такой системы есть свои плюсы: открытый зал в ночное время не обойдется без охранника, зарплата для которого (и для сменщика, поскольку работает аптека без выходных) составит кругленькую сумму. Естественно, она сказалась бы на цене товара. А так аптека продает лекарства без дополнительной наценки. Ведь многим из тех, кто добирается сюда из других районов города, и так приходится раскошелиться на такси.

— Да, к нам весь город ездит, — подтверждает фармацевт Валентина Афонюшкина, дежурящая в этот день в аптеке. — С «Фанеры», из Заречья, из индуст­риальной части города — все к нам. Если заболел ребенок или кто­то из пожилых родителей, а дома нет нужного лекарства — приходится садиться в машину. Однажды даже из Суды приехали! За ночь мы обслуживаем человек 100 — 150.

Словно в подтверждение ее слов в коридоре раздается звонок. Возле окошка — молодая женщина; ее ждет такси.

— У дочери разболелся живот, — рассказывает она. — Вызвали «скорую»; врач выписал но­шпу. Мы живем в Заречье, но пришлось ехать сюда, потому что это единственная дежурная аптека.

Но­шпу нашли на стеллаже рядом с кассой. Здесь работники дежурной аптеки держат самые востребованные препараты: жаропонижающие, противогриппозные, обезболивающие.

— Да, с зубной болью к нам часто идут, — говорит Валентина Васильевна. — Нужен бы, конечно, в городе дежурный стоматолог.

Стрелка часов постепенно подходит к 23­м. Фармацевту отдыхать не приходится: звонок заливается каждые 10 — 15 минут. Фервекс; активированный уголь; «что­нибудь от головы»…

— С восьми до одиннадцати вечера у нас самый поток идет, — говорит фармацевт, отсчитывая сдачу. — Много тех, кто заходит после работы. В это время еще нормальные люди идут. А вот после полуночи начинается «ночная жизнь» — и тут уж, особенно если это выходной, появляется и совсем другая публика.

Валентина Васильевна кивает на нижнюю полку стеллажа, где сложены контрацептивы и специфические лекарства для мужчин.

— За всем этим как раз после 11­ти идут: «озабоченные», как мы их между собой зовем. Есть и такие «артисты»: купят виагру, тут же, возле кассы, ее выпьют — и в такси прыгают.

Другие частые посетители ночной аптеки — наркоманы, которые приходят сюда за шприцами. Говоря о них, фармацевт качает головой: без этих гостей не обходится ни одно дежурство.

— Не страшно с таким контингентом работать? — интересуемся мы.

— А что страшного? Они такие же люди. Кстати, обычно очень вежливые; большинство — прилично одетые. Только я их уже научилась по глазам отличать и стараюсь сама с ними быть вежливой, чтобы не провоцировать. На моей памяти никакого криминала, угроз персоналу аптеки еще не было.

— Летом у нас посетителей гораздо больше, — вспоминает Валентина Васильевна. — Особенно в воскресенье, когда люди приезжают с дач. У кого­то на солнце давление подскочило; кто­то получил травму… Едут к нам и за сывороткой от клещей. Наверное, из травмпункта направляют: там ведь ее запасы ограничены, она дорогая. Случается, что очередь к нашему окошечку выстраивается до самой остановки. Доходит и до смешного. Одного мужчину покусала собака, так он пришел к нам и просит: «Перевяжите мне руку, пожалуйста!» — и в окошечко ее сует…

Перевязочные материалы в аптеке тоже не залеживаются: летом сюда нередко приходят жертвы «разборок» с синяками и ссадинами.

Курьезных случаев в ночное дежурство происходит немало: например, при мне в окошко постучал мужчина средних лет и попросил у продавцов… пипетку! Получив требуемое за полтора рубля, он сел в поджидавшее его такси и уехал.

Валентина Васильевна работает в аптеке уже больше 30 лет. А есть здесь и такие сотрудники, работают со дня открытия аптеки (тогда еще — главной городской), с 1963 года. Все это время аптека открыта для горожан и днем, и ночью.

— Люди привыкли к нам, — говорит фармацевт. — Многие знают, что мы — единственная в городе ночная аптека. Но мы считаем, что в других районах города такие пункты тоже были бы востребованы. Нужно предложить эту идею владельцам частных аптек.

До недавнего времени в городе существовала еще одна круглосуточная аптека, работающая от аптечной сети «Арника», — на Октябрьском пр., 49. Однако, проработав полтора месяца, аптека перешла на другой график.

— Сейчас режим ее работы — до 24.00, — говорят руководители сети «Арника». — Мы сочли, что работа в ночное время для нас невыгодна с финансовой точки зрения, особенно сейчас.

Алена Андреева
№21(22431)
06.02.2009

Источник: Газета «Речь»