9 февраля 2009 года. 12:10

Новый восклицательный знак для «чайников» на дороге

Машины начинающих водителей пометят специальным знаком. Улучшит ли это обстановку на дорогах?
4 февраля «Российская газета» опубликовала постановление правительства РФ о присвоении молодым водителям опознавательного знака. Идея была высказана первым вице­премьером Игорем Шуваловым еще год назад на совещании в правительстве. Специальный знак «Начинающий водитель» должен быть выполнен в виде желтого квадрата с изображением восклицательного знака черного цвета. Сей атрибут должен устанавливаться сзади на автомобили, за рулем которых водители со стажем менее двух лет. Водители с малым стажем давно и прочно состоят в группе риска. Специальной статистики, сколько аварий происходит по вине неопытных водителей, не ведется, но, по подсчетам экспертов, каждый третий виновник аварии — новичок. Так нужен ли такой знак на российских дорогах? «При чем тут опыт! Да моя теща десять лет за рулем, а машину водит только от Парковой до дачи, — поделился мнением один из таксистов Череповца. — В городе она просто теряется». А что вы думаете по этому поводу? Свое мнение высказывают…

Евгений САЛБУКОВ, водитель со стажем 13 лет:

— Знак нужен. Опытный водитель заранее сможет просчитать ситуацию на дороге, если видит, что участник движения новичок. Выхватываешь взглядом в потоке машину с таким знаком — уже будешь осторожнее. Предупрежден — значит, «вооружен». Потому что видишь: новичок теряется на проезжей части, идет в потоке, а не может решить, прямо ему ехать или все­таки повернуть направо. Если ты не предполагаешь, с кем имеешь дело, «разойтись» очень трудно. Может быть, «новичок» всю жизнь на «БелАЗе» проездил, вчера пересел на легковой автомобиль. Такому бы тоже, как мне кажется, знак не помешал. Хотя порой опыт не играет никакой роли. Бывает, с годом стажа человек уверенно водит, а другому десять лет не помогут. В автошколах качество обучения должно быть лучше, кстати, оно стало заметно выше, на мой взгляд. Психологов нужно привлекать, тогда человек быстрее научится «читать» дорожную ситуацию, вовремя реагировать на предлагаемые обстоятельства. Есть и уникумы, которые схватывают моментально, но важно, думаю, не переоценить себя.

Александр СОКОЛОВ, водитель со стажем 33 года:

— Я бы не возражал, если бы и наказание предусмотрели за отсутствие такого знака. Получается, его наличие — дело добровольное. Так и раньше аналогичные наклейки существовали: чайник, каблучок, буква «У». Кто­то наклеивал, кто­то нет. Машины не пройдут техосмотр? Наклеил, прошел, а на следующий день снял — и целый год свободен. Это одно. Другое: а если машиной пользуется не один человек — у одного стаж менее двух лет, у другого пять и более. Что, наклейку каждый раз снимать? Я бы не сказал, что начинающий водитель — это особая категория. Неопытный водитель выдает себя манерой вождения, а не наклейкой. Нужен ли знак? Не хочется сказать ни да, ни нет, потому что это совсем не то, о чем нужно думать в первую очередь. Есть гораздо более сложные проблемы, а наклейки — это детский сад. России давно пора бы перейти на проезд перекрестков по частям: поворот направо завершать под «красный свет», не мешая пешеходам. Разруливать транспортные потоки нужно, увеличивать пропускную способность, разметка четкая нужна, чтобы каждый знал свое место. Что толку в наклейке, если водителю с малым опытом не запрещено выезжать в левый ряд, а ему надо бы держаться правой стороны и ехать с небольшой скоростью. Глубокой продуманности в документе я не увидел.

Игорь ВОЛКОВ, заведующий транспортным отделом мэрии:

— Нужен или не нужен, сложно сказать. Я водитель со стажем 40 с лишним лет. Опыт не опыт — не в этом дело. Что даст знак с точки зрения безопасности движения на дорогах? Техосмотр не пройдешь. Даже если и пройдешь, что дальше? Правило трех «Д»: дай дураку дорогу. Мол, увидят знак, скажут: «Пусть едет, куда хочет!» Если человек выехал на дорогу, условия должны быть равные для всех, хоть ты год за рулем, хоть сто лет. Иначе на дорогах будет бардак. Насколько я знаю, подобная практика сохранилась на Украине. В Белоруссии к этим строгостям добавили специальное обо­значение на заднем стекле. В Италии тоже действуют ограничения скорости для молодых водителей. В советские годы существовала такая практика: сдав на права, водитель еще не получал полноценного водительского удостоверения. Ему выдавался временный документ на два года. Он мог ездить на своей машине по городам и весям, но при этом не превышая скорости 70 километров в час. И только через два года, если он был приличным водителем, не нарушавшим правила, ему меняли временные права на полноценные. Нарушил — иди на переэкзаменовку. Думаю, все от человека зависит. Дорога — единый механизм, на ней все должны быть равны. Какой эффект даст знак? ГИБДД более внимательно отнесется. И потом, вы выехали по дороге в общем потоке, который движется равномерно. И если молодой неопытный водитель тащится со скоростью 40 км в час по трассе, где разрешено 90 км, он создает помех больше, нежели в случае, если бы ехал все 85 км, аварий больше создаст с маленькой скоростью.

Владимир НАЗАРКОВ, директор предприятия «Новотранс»:

— Не повредит нанесение специального знака. По крайней мере, статистика такова, а я работаю в сфере транспорта… страшно сказать сколько, 36 лет, наверное, и знаю, что есть две типичные ситуации. Большинство аварий происходит, когда на дороге люди, которые еще не умеют ездить. И вторая группа — те, кто утвердился во мнении, что на дороге могут все. Не исключаю, что и для этой категории скоро придумают специальный знак. Каждый водитель, в принципе, считает, что основная масса людей ведет себя на дороге так же, как он, так же понимает дорожную ситуацию. По­этому специальный знак «Неопытный водитель» заставит опытного быть более внимательным, осторожным. Мое мнение: введение знака — неплохое решение. Хотя у нас могут воспринять его как дискриминацию. Но я думаю, знак в интересах тех людей, которые только сели за руль. Я думаю, некоторые женщины, обладающие малым опытом вождения, с удовольствием его наклеят, чтобы их на дороге поменьше обижали, сигналили.

Татьяна Ковачева
№21(22431)
06.02.2009

Источник: Газета «Речь»