9 февраля 2009 года. 12:10

Потолок на мокром месте

Квартира на верхнем этаже. Потолок с желтыми пятнами от подтеков. Стены, от которых когда­то отстали обои, и они стоят полуголые. Мечта хозяев — привести бы все в порядок! — разбивается о постоянную угрозу очередного «сюрприза» с крыши. Многим знакомая ситуация. В квартире у Виктора Глущенкова в последний раз подмочило в январе, во время дождя. За помощью он обратился в редакцию «Речи». Мы попутно выяснили, на что могут рассчитывать собственники, страдающие от регулярных протечек крыши, в условиях изменившегося жилищного законодательства.
В течение нескольких лет квартиру Виктора Глущенкова и его супруги регулярно подтапливает с крыши. Квартира расположена на последнем этаже дома № 72 по ул. Архангельской.

— Подтапливает, несмотря на то, что домоуправление ежегодно проводит текущий ремонт крыши, — рассказывает мужчина. — Три­четыре месяца крыша держится — и опять начинает течь. Но на капитальный ремонт ее никак не ставят. В прошлом году в августе крышу подлатали, а в начале декабря она потекла. Составили акт, зафиксировали в нем влажные пятна на стене и потолке. Инженер сказал: у вас, мол, трещина в сливной трубе, надо менять часть трубы. Почистили на крыше, поставили емкости, но трубу так и не поменяли, хотя погода стояла теплая. Я обратился в жилищную инспекцию, но когда инспектора к нам пришли, был мороз и на крыше все замерзло. В итоге жилищная инспекция выдала «Металлургу» предписание о том, чтобы они при положительной температуре воздуха обследовали кровлю и весной выполнили восстановительный ремонт. А 24 января у нас в квартире снова потекло.

Ремонт, который когда­то затеяли супруги в квартире, никак не завершится: наклеивать новые обои и потолочную плитку нет смысла.

— О том, что нашу квартиру по­стоянно подтапливает, в домоуправлении прекрасно знают. Почему же текущие ремонты, которые регулярно проводятся, не решают эту проблему? Может, не там ремонтируют? Кто­то контролирует качество этих ремонтов? — задается вопросами Виктор Филиппович.

В домоуправлении есть на них ответы. Во­первых, текущие ремонты проводятся по результатам ежегодных технических осмотров зданий, которые осуществляются весной.

— Мы осматриваем в том числе и кровли, проверяем, в каком они состоянии, определяем, какие работы требуется сделать на кровле, составляем план подготовки к зиме и в течение лета выполняем эти работы, — перечисляет начальник ЖРЭУ № 7 МУП «Металлург» Нина Мичурина.

Во­вторых, ход ремонтных работ обязательно находится под контролем.

— Инженер домоуправления контролирует их каждый день. Приемку осуществляют сотрудники производственного отдела «Металлурга». Поэтому халтуры быть не может. Просто текущий ремонт — он и есть текущий ремонт. Прошлым летом вся кровля полностью в один слой была перекрыта, но вот снова начала подтекать. Причины могут быть разные: от перепада температур наружного воздуха линокром может лопаться, появляются трещины, образуются протечки у воронок и т. д.

И все­таки. Реформа ЖКХ заставила нас мыслить в иных категориях: управляющая организация — это продавец услуги, а собственник жилья — заказчик и покупатель этой услуги. Ремонт крыши — эта услуга. Жилец, квартира которого подтопляется, просит управляющую организацию: сделайте ремонт, ведь я регулярно вношу плату за содержание и ремонт общего имущества! Текущий ремонт делается, но квартира снова начинает подтопляться. Имеет ли собственник право обратиться с иском к управляющей организации за некачественное предоставление услуги?

— Это зависит от того, какие именно работы заказывались собственниками. Нужно открыть договор управления и посмотреть, что в нем написано про ремонт кровли, — говорит начальник отдела аналитической работы в сфере жилищно­коммунального хозяйства департамента ЖКХ Татьяна Тасенко. — Тариф на текущее содержание и ремонт общего имущества утверждается управляющей организацией и жильцами на общем собрании. Был ли заложен в перечень работ, исходя из которых сформирован тариф, текущий ремонт кровли и в каком объеме? Быть может, собственники и управляющая организация договорились только о том, чтобы залатать лишь два квадратных метра крыши? Тогда требовать нечего.

Что может предпринять соб­ственник жилья, если его не устраивает качество услуг (в частности текущий ремонт крыши), которые предоставляет его управляющая компания?

— Можно поменять управляющую организацию, — говорит Татьяна Тасенко. — Другой выход — сделать капитальный ремонт кровли. Для этого нужно провести общее собрание с собственниками дома, получить согласие на капремонт и собрать с них деньги. И когда управляющая организация будет выбирать подрядную организацию, лучше поучаствовать в этом процессе, чтобы иметь уверенность, что ремонт будет качественным.

А если жильцы на собрании не согласятся на ремонт? В таком случае собственник, квартира которого страдает от протекания крыши, может подать на них в суд, поскольку принятое решение ущемляет его права и наносит материальный ущерб.

Впрочем, проблема Виктора Глущенкова разрешится проще. Как заверила начальник ЖРЭУ № 7 Нина Мичурина, крыша его дома внесена в план капитальных ремонтов на этот год:

— В настоящее время инженер обсчитывает объем. Кроме того, материальный ущерб, причиненный протеканием кровли, будет возмещен. Соответствующий приказ готовится, смета уже составлена.

Татьяна Тихонова
№21(22431)
06.02.2009

Источник: Газета «Речь»