6 февраля 2009 года. 08:04

Лесная фигура, замри

Череповецкий таксидермист призывает спасать чучела легендарных медведей Музея природы
Дикие звери нуждаются в защите людей не только в темном лесу, но и в центре Череповца. В частности, в выставочных залах Музея природы. Известный в городе таксидермист (иначе — изготовитель чучел животных) Александр Кудряшов, открывая выставку собственных произведений, созданных в 2008 году, обратил внимание пришедших на необходимость спасения старинных чучел бурых медведей, которые являются гордостью музея и города.

«Чучела животных обрабатываются специальными ядохимикатами, чтобы насекомые не повредили шкуру, — рассказывает Александр Иванович. — Во времена, когда медведи были сделаны (20­е годы), они обрабатывались мышьяком и сурьмой. Срок их действия — около 80 лет, и он уже истек. Если в ближайшее время не предпринять никаких мер по спасению экспонатов от вредителей, музей может лишиться главной своей гордости. Эти медведи уникальны тем, что в наших широтах сейчас таких животных такого размера не найти. Их сделал большой мастер своего дела Попов, личный егерь царской семьи Николая II, который в 20­е годы был в Череповце в ссылке». Проблемы могут возникнуть и с каркасами, на которые натянуты шкуры животных, — в послереволюционные годы нержавеющей проволоки еще не изобрели, а ведь именно проволока держит мохнатое или пернатое сооружение.

Сам Александр Кудряшов впервые занялся ремеслом, которое сохранит на всю жизнь, в те времена, когда медвежьи чучела еще ходили в молодых. Он увлекся таксидермией в школьные годы: в школе родного села Воскресенского, что в Череповецком районе, среди преподавателей был настоящий фанатик этого дела, который и привлек паренька в помощники. Вскоре родилась и первая самостоятельная работа Кудряшова — обыкновенная утка. Внутренности, само собой, пошли в суп.

Мертвые животные попадают на стол таксидермиста по­разному. По нашей просьбе Александр Кудряшов познакомил нас с «биографией» его последних творений: енотовидная собака попала в капкан охотника в Кадуйском районе, ястреб­перепелятник был сбит машиной (с автомобильных трасс таксидермисту самый большой прибыток), глухаря сам подстрелил в белозерском лесу. Не раз случалось и так, что трупы животных подбрасывали едва ли не на порог Музея природы.

Самый больший зверь, который сошел со стола Александра Кудряшова музейным экспонатом, — волк. Заниматься более крупными формами мешают ограниченные размеры мастерской, куда не только что слона с носорогом — лося не втолкаешь. Для нас Александр Иванович слегка приоткрыл свою «кухню» — оказалось, что вопреки всеобщему заблуждению опилками чучела никогда не набивают. «Работа начинается с того, что я произвожу все необходимые замеры, потом снимаю шкуру и обрабатываю хорошенько, чтобы была чистая изнутри, — рассказывает мастер. — После этого шкура обрабатывается ядохимикатами и выдерживается некоторое время. Дальше выбирается поза для чучела и начинается изготовление каркаса — я делаю его из пенопласта, строительной пены, дерева и проволоки. Предварительно из оргстекла с помощью специальных приспособлений мастерю глаза. После того как шкура натянута на каркас, сшита и вставлены глаза, заключительный и самый ответственный этап — сушка. Тут главное не спешить, иначе можешь испортить всю работу. Иногда срок правильной сушки может доходить до месяца».

Сергей Виноградов №20(22430)
05.02.2009

Источник: Газета «Речь»