Шанс на бесплатное обучение
С начала года во многих городах России проходили студенческие митинги с призывами к смягчению условий платы за обучение в связи с текущей экономической ситуацией. Череповец эта волна миновала — потому что наши вузы вовремя предприняли меры по облегчению бремени коммерческого обучения. В частности, было предложено предоставлять рассрочку на оплату («Речь» писала об этом 22 января, статья Т.Тихоновой «В помощь «платным» студентам»). Что предлагает в данной ситуации руководство страны и как отреагируют на эти меры местные учебные заведения?
На студенческие выступления власти отреагировали достаточно оперативно — уже в первых числах февраля зам. министра образования и науки РФ Владимир Миклушевский сообщил, что студенты«платники», испытывающие трудности с оплатой обучения, будут переводиться на бюджетные места по единой системе, которая в скором времени будет выработана в Минобрнауки совместно с Союзом ректоров. «Пункт о переводе хорошо успевающих студентов закреплен в уставах вузов. Рамки могут быть различными, как правило, это не менее двух, а гдето и шесть семестров подряд учебы на «отлично», — сообщил Миклушевский, отметив, что такая возможность предусмотрена действующим российским законодательством. Заинтересовалось проблемой и высшее руководство страны — президент России Дмитрий Медведев 2 февраля предложил вузам зафиксировать плату за обучение в рублях, не индексируя ее сообразно изменению курса нашей валюты, и разработать механизм предоставления образовательных кредитов лучшим студентам на льготных условиях. Президент также высказался об образовательных кредитах — по его словам, в настоящий момент уже подготовлен соответствующий нормативный документ. Согласно этому проекту студенту, который хорошо учится, может быть предоставлен образовательный кредит под минимальный процент на весь срок обучения с возмещением по окончании высшего учебного заведения.
В предложенных изменениях можно выделить три основных направления поддержки «платных» студентов:
— перевод на бюджетное отделение,
— фиксация суммы платы за обучение,
— улучшение условий предоставления образовательных кредитов.
Напомним, что несколько ранее была предложена первая мера — предоставление рассрочки на оплату обучения (подробнее см. «Речь» от 22 января, № 10, «В помощь «платным» студентам»). Но если этой тенденции Череповец последовал (впрочем, во многих вузах такая практика уже была), то февральские изменения затронули нас пока только частично, впрочем, и на федеральном уровне все это также пока в стадии разработки. Единственное, о чем говорят с уверенностью — это о фиксации суммы платы за обучение.
— Мы не собираемся повышать оплату в следующем учебном году, — комментирует директор гуманитарного института ЧГУ Александр Чернов. — Что же касается улучшения условий перевода на бюджет и уж тем более увеличения количества бюджетных мест, то здесь пока изменений не предвидится. Схема перевода останется прежней: на бесплатную основу может перевестись студент, проучившийся 4 семестра на «хорошо» и «отлично», причем отличные оценки должны составлять примерно три четверти от общего числа. Студентом подается заявление, которое сначала рассматривается дирекцией, потом советом института и в финальной стадии — советом университета. Также ЧГУ рассматривает вариант перевода учащихся, попавших в неблагоприятную жизненную ситуацию, но в таких случаях подход к студенту более индивидуален. Ну и, конечно, не стоит забывать о том, что вся процедура происходит в условиях наличия свободных бюджетных мест на данной специальности.
По мнению Александра Валентиновича, для нашего города и конкретно для ЧГУ проблема пока не приобрела больших масштабов — многие ребятаотличники, которые обучаются на платной основе, даже не пользуются имеющейся возможностью перевода. С другой стороны, некоторые студенты пытаются подать заявления, не ознакомившись с требованиями к успеваемости, и поэтому терпят неудачу. О бюджетных местах Александр Чернов говорит однозначно: их количество сократится на 8 — 10 %. Но отнюдь не под влиянием кризиса, причиной сокращений директор гуманитарного института называет демографическую ситуацию в стране и, как следствие, уменьшение количества абитуриентов.
Прежней останется схема перевода и в других череповецких вузах. Например, в ИМИТе СПбГПУ при освобождении бюджетного места (хотя, по словам начальника учебнометодического отдела Розы Юсовой, такое бывает крайне редко) объявляется конкурс, и на бесплатную основу переводят студента с лучшими показателями — это и успеваемость, и социальная активность. Причем бюджетные места закреплены за каждой учебной группой в отдельности, поэтому и конкурс проводится внутригрупповой. Чтото менять в ИМИТе пока не собираются.
С образовательными кредитами ситуация опять же далека от идеала — дают их банки редко и под весомые проценты. Сами ребята тоже не стремятся прибегать к подобным методам — на это есть несколько причин. Кредит на обучение, традиция которого пришла изначально изза рубежа, подразумевает простую схему — оплачиваешь обучение, потом отправляешься работать по специальности (зная с первого курса, на какую оплату труда можно рассчитывать), отдаешь кредит. В России ситуация сложнее, особенно сейчас — ручаться за то, что через пятьшесть лет кредит будет возвращен, не может ни один студент. По словам Александра Чернова, случаи, когда студент берет подобный кредит, единичны. Сейчас правительство готовит программу, предусматривающую предоставление кредитов по низкой процентной ставке — около 10 % — и гарантии компенсации части невозвращенных средств для банков — участников этой программы. А пока главным источником образовательных кредитов является Сбербанк России, и процент по его кредиту достаточно высок — 17 % (на срок до 11 лет).
— Студента, желающего воспользоваться таким кредитом, ждет очень много сложностей, — считает Александр Чернов. — Помимо больших процентов, заемщику, которым в этом случае является сам студент, предстоит сбор очень большого пакета документов. К тому же этот вариант совершенно не подходит для неаккредитованных частных вузов — в этом случае банк не выдает средства.
Елена Срапян
№20(22430)
05.02.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →