3 февраля 2009 года. 19:17

Вместе веселей

«Тодес» московский и череповецкий в одном концерте
Отчего в Череповце шоу­балет «Тодес», давно выпавший из телеэфира, ежегодно собирает полные залы, что сегодня редко выпадает на долю поющих артистов? Наверное, оттого, что танцоры не могут выступать «под фонограмму». А еще потому, что местный «филиал» известного на весь мир коллектива не дает забыть название «Тодес», периодически сольными концертами и новыми номерами под фирменным знаком Аллы Духовой передавая привет из Москвы. На очередной концерт столичного «Тодеса» не до конца раскупленными остались лишь три первых ряда.

Впервые в пятилетней истории череповецкой студии «Тодес», созданной бывшей танцовщицей столичного состава шоу­балета Яной Бусс, местным артистам доверили выйти на одну сцену с москов­ским «Тодесом». По словам Яны, череповчане, конечно, не первые, кто удостоился такой чести, но выступать с основным составом позволяется далеко не всем студиям, коих в стране и мире насчитывается около тридцати. «Я возила кассету с выступлениями наших ребят Алле Духовой, — говорит Яна. — Она сказала, что череповецкая студия на уровне, и разрешила нам принять участие в концерте московского «Тодеса». По­моему, это лучшая похвала нашей работе». Вслед за кассетой в столицу под крыло Духовой две недели назад отбыли трое танцоров из череповецкого «Тодеса» — попасть в главный танцевальный коллектив страны сложно, но возможно.

Череповецкий шоу­балет на пять минут сменил московского тезку в самой концовке концерта. Сначала из­за кулис маршем современного танца вышел основной состав, следом «летящей походкой» танцоры помоложе, последними высыпали крохи, с трудом сохраняя стройность шеренг. С танцевальными движениями у дошкольников пока туговато, но фирменный «тодесовский» взгляд, в котором соединены недетская серьезность, брутальность и харизматичность, у ребятишек уже выработали. За занятия «под шапкой» «Тодеса» их родители ежемесячно выкладывают по три тысячи рублей (по московским меркам — пустяки), что позволяет считать секцию самым дорогим детским «кружком» города. «Почему так дорого? Потому что мы не кружок и не секция. У нас имя, бренд. Люди идут хорошо, потому что мы показываем, что работаем качественно», — говорит Яна Бусс. Кстати, 5­летний сын Яны, ровесник «филиала», родительскую профессию продолжать не захотел, предпочтя танцам хоккей. На сегодня в «Тодесе» занимаются почти полторы сотни череповчан, большинство из них появилось на сцене в воскресный вечер. Прибавьте к этому двадцать пять московских гостей, чтобы понять, какие сложности с гримерками испытывали выступающие. Кстати, среди «москвичей» подлинных уроженцев столицы всего двое — остальные представляют собой танцевальную сборную СНГ. Наши края тоже не исключение — вологжанку Анастасию Куликову в Череповце встречали особенно бурно.

Несмотря на кадровую текучку, которой в московском «Тодесе» не скрывают, на шикарном двухэтажном автобусе в Череповец приехали фактически те же танцовщики, что и два­три года назад. Юбилейная программа «Нам — 21!», хотя и считается новой, имеет ностальгическую основу — большинство номеров в нашем городе видели, и не раз. Стоило только рабочим сцены появиться перед зрителями со столом и серым кожаным диваном, принесенными из фойе Дворца металлургов, как поклонники «Тодеса» принимались шумно приветствовать классический номер — эротический танец двух пар на мягкой и офисной мебели. Классики в концерте было хоть отбавляй. Танец императоров из того же числа. Представьте себе группу мужчин в костюмах великих тиранов — Ивана Грозного, Тамерлана, Тутанхамона, Гитлера и Наполеона. Тот факт, что на протяжении всего номера все они танцуют синхронно под один ритм, наводит на глубокие размышления о повторяемости исторического процесса. Впрочем, в конце танца выяснилось, что артисты изображали не исторических личностей, а фигурки на часах. Серьезные и временами тяжелые номера сменялись смешными и легкими. Танец четырех дирижеров красноречиво демонстрировал, что строгий смокинг нисколечко не мешает современному танцу, у которого руки, ноги и голова нередко выполняют свои движения, отдельные от других. То, что смокинг сшит из обычной костюмной ткани, а не из специальной тянущейся, признаюсь, проверял. В середине концерта двое танцующих дирижеров вышли в зал с букетиками роз в руках и под романтическую мелодию принялись дарить цветы понравившимся поклонницам. Красивых женщин было много, а цветов мало — каждая получила по одному. Впрочем, вскоре выяснились истинные причины нарочитой медленности, с которой артисты исследовали зал на предмет привлекательных представительниц слабого пола, — ничего личного, просто выигрывали время, чтобы коллеги успели переодеться из балетных пачек в открытые кожаные костюмы «садо­мазо».

Сергей Виноградов
№18(22428)
03.02.2009

Источник: Газета «Речь»