28 января 2009 года. 09:16

900 дней страданий, 65 лет памяти

Череповец отметил юбилейную дату снятия блокады Ленинграда
Сейчас на карте России нет города с именем «Ленинград». Изменилось название; изменился и облик города, который в войну стал городом­героем. Но в памяти жителей, которые встретили в нем грозные события Великой Отечественной войны и провели в своих домах 900 страшных блокадных дней, этот город — Ленинград блокадный, военный — остается прежним. В день 65­летия снятия блокады череповецкие участники тех событий собрались, чтобы поделиться воспоминаниями.

Уже много лет подряд митинги памяти, посвященные снятию блокады, проходят на одном и том же месте — возле стелы, установленной недалеко от воинского мемориала на городском кладбище № 1. Каждый год 27 января сюда приходят люди с алыми гвоздиками в руках. К сожалению, год от года их все меньше, но митинг проходит неизменно торжественно: с речами первых лиц города, с зажжением свечей и возложением цветов, с воспоминаниями тех, кто пережил ленинградскую блокаду. Ведь со временем память о войне 1941 — 1945 годов и о связанных с ней событиях не стирается.

Этот год, юбилейный, не стал исключением: блокадники, участники городских общественных организаций, работники комитета социальной защиты и представители мэрии встретились в 11.00 у входа на мемориал. Первым слово взял недавно вступивший в должность председателя городского Совета ветеранов Виталий Каменев. Он говорил о памяти и о том, что нынешнее поколение передаст ее своим детям и внукам.

Следующим выступил заместитель мэра Алексей Акишин: он напомнил собравшимся о том, какую роль сыграл Череповец в судьбе Ленинграда и его жителей. Мало кто из череповчан не знает, что во время войны наш город был одним из эвакуационных центров: ленинградцев привозили сюда баржами, самолетами и поездами, обеспечивали их едой, кровом и медицин­ской по­мощью. Алексей Макарович рассказал и о том, что каждый год в Ленинграде проходит памятный марафон, маршрут которого совпадает с «Дорогой жизни», и череповецкие спортсмены — его неизменные участники.

После слово предоставили самим блокадникам. И слушая эти рассказы, некоторые из собравшихся не могли сдержать слез.

— Мы во время войны в госпитале работали, медсестрами, — рассказывает Лидия Васильевна Родинцева, которая в прошлом году отметила свое 85­летие. — Молоденькие были совсем. Пожилые­то сестры все умерли в блокаду. А мы вчетвером работали круглыми сутками — некому было нас сменить. В больнице было холодно; воду в котельную нам самим приходилось качать… Так, бывало, посидишь у батареи, спину погреешь — и снова работать. А в 1942 году нас поставили работать на машину — подбирать умерших на улице людей и отвозить их на Пискаревское кладбище…

У каждого из участников блокады — свои воспоминания. Но не все готовы говорить о них во всеуслышание. Например, Вера Ивановна Капустина во время войны была совсем ребенком и помнит те события больше по рассказам матери. Поделиться ими она согласилась только с журналистами «Речи».

— Вспоминаю свист снарядов и бомб. И еще помню дом рядом с нашим, на углу — в него попала бомба, и он стоял в руинах. Мама мне потом рассказывала, что каждый раз, когда она шла с работы, у нее ныло сердце: цел ли наш дом? Живы ли мы с сестрой?..

Рассказывая о пережитом, ветераны не чувствовали холода. Между тем в этот день столбик термометра впервые за неделю опустился ниже нуля. А потому вскоре участникам блокады предложили вернуться в автобусы и отправиться в ДМиК «Комсомолец», где в этот день для них были накрыты столы: городские власти и комитет социальной защиты населения организовали для блокадников торжественный вечер.

За годы войны в Череповце был организован 31 госпиталь, в которых получали медицинскую помощь в том числе и жители блокадного Ленин­града.

Через Череповец (в то время — город с населением 38 тыс. человек) с 1941 по 1945 годы прошло около 2,5 млн раненых и эвакуированных.

Сейчас, по данным комитета соцзащиты, в городе проживают около 290 блокадников.

Алена Андреева
№14(22424)
28.01.2009

Источник: Газета «Речь»