Транспортники, строившие город
В январе 2009 года исполнилось 60 лет с момента образования производственного транспортного объединения «Череповецстройтранс» треста «Череповецметаллургхимстрой». По поручению совета ветеранов стройки вспоминает об истории предприятия и поздравляет коллег и ветеранов бывший главный инженер, заслуженный рационализатор и изобретатель РСФСР и СССР Александр Иванович Громов. Он работал во всесоюзном объединении «Череповецметаллургхимстрой» с 1949 по 1988 годы и был непосредственным участником многих событий в строительстве города.
— За долгие годы существования нашему объединению пришлось пережить многое: трудности становления и успехи в создании череповецкого промышленного узла, гигантов металлургии, химии и нового индустриального города; горечь распада прежних производственных отношений и структур в начале 90х годов ХХ века и непростое собирание сил на нынешнем этапе.
Первым руководителем этого предприятия в конце 40 — начале 50х годов был В.К.Петрушин, который подписал приказ № 1 о создании в Череповце автотранспортной конторы. Первым главным инженером был А.И.Киреев, начальником производственного транспортного управления — Н.А.Пучков. В 60 — 80е годы предприятие несколько раз меняло свое название, разрастаясь количественно и меняясь качественно: из автотранспортной конторы оно сначала превратилось в автотранспортное предприятие, а затем — в производственное автотранспортное управление «Череповецстройтранс». В это время руководителями предприятия и его подразделений были В.Я.Таран, М.Ф.Метельков, Е.И.Кадин, В.Я.Чуприна, А.И.Арютин, О.Н.Задорожный, В.В.Соболев, Б.Н. Акулов. Железнодорожным хозяйством руководил Е.А.Добряков. Пик расцвета предприятия пришелся на 60 — 80е годы, когда в Череповце и в области велось огромное строительство и транспортники обеспечивали доставку необходимых грузов и материалов. Доля затрат на транспортные расходы в то время достигала от 30 до 35 % в общем объеме строительномонтажных работ.
В нашем коллективе работали творческие, разносторонние, талантливые, преданные своему делу люди. Транспортники всегда выручали строителей. Одним из важнейших направлений в стратегии рождения индустриального города кроме строительства завода было создание жилищного фонда — 398 тыс. кв. м жилья! Важную роль в создании нового Череповца сыграл управляющий трестом «Череповецметаллургстрой» Дмитрий Николаевич Мамлеев. Он смело внедрял в нашем городе самые передовые методы в промышленном и гражданском строительстве. Использовал проекты жилых домов улучшенной планировки, разработанные известным архитектором И.В.Желтовским, в которых элементы Ренессанса соединялись с современной для тех лет структурой. Жаль, что в хрущевские времена эти дома перестали строить, упрекнув в «архитектурных излишествах», но они до сих пор на рынке недвижимости пользуются спросом. В наш город внедрять их приехал из Ленинграда инженерстроитель Л.Г.Юзбашев. В Череповце было много энтузиастов в создании бригадного подряда по доставке деталей крупнопанельных домов по часовому графику. Но хорошие идеи архитекторов в области панельного домостроения не были обеспечены специализированным транспортом для их перевозки. И потому мне пришлось разрабатывать панелевозы, плитовозы и фермовозы, чтобы обеспечить сдачу жилья и важных индустриальных объектов в срок. Буквально в считанные недели создавались чертежи, а бригада рабочихэкспериментальщиков воплощала мои идеи в жизнь. Каждый шофер принимал участие в этом процессе и четко знал свои задачи. Алгоритм работы был простой, но успешный: шофер привозил на прицепе строительные панели, монтажники отсоединяли прицеп, который имел собственную точку опоры, а шофер уезжал с другим, пустым прицепом. Поэтому простоев не было. Бригада Н.А.Коротаева с 1960 года стала практиковать метод монтажа крупнопанельных домов «с колес», и он вскоре нашел широкое применение в нашем городе. Благодаря этому многоэтажные дома и промышленные объекты в Череповце в 60 — 70е годы росли как грибы после дождя.
В начале 60х годов завод строился стремительными темпами, надо было в огромных объемах возить доменный шлак, гравий, песок и просто грунт. В короткие сроки пришлось изготовить 70 самосвальных полуприцепов большой мощности — до 12 тонн! Не хватало нужных деталей — тогда делали из того, что было под руками. В ход шли выбракованные оси от железнодорожных вагонов, покрышки с колес от самолетов, которые возили из Кипелово! Обеспечивал работу всем необходимым О.Н.Задорожный. Созданные новые машины позволяли шоферам хорошо зарабатывать (они прозвали их «корытами»), люди были довольны. Эти полуприцепысамосвалы хорошо себя зарекомендовали на строительстве улиц и дорог Вологодской области, на обратной засыпке строящихся объектов, при строительстве акватории химзавода.
К 1988 году в ПТО «Череповецстройтранс» были 4 транспортные автобазы, насчитывавших до 220 автомобилей различных марок. Большую часть составляли большегрузные автомобили, но был свой железнодорожный и даже водный транспорт. Коллектив рабочих и служащих в конце 80х годов соcтавлял 5600 человек. Масштабы строительства тех лет впечатляют: только на территории Череповца и Череповецкого района было задействовано на стройке 19 автомобильных колонн численностью от 100 автомобилей и больше. Каждая из них специализировалась на перевозках отдельных видов грузов: грунта, товарного бетона и раствора, сборного железобетона, древесины и изделий из нее, кирпича, металлопроката. Были на предприятии и автобусы для перевозки строителей и рабочих ПТО «Череповецстройтранс». В коллективе было много передовиков производства, их всех не перечесть в короткой статье. Много делалось в те годы и для досуга трудящихся — были построены прекрасная база отдыха в Городище, спортивный зал, стадион. На территории предприятия были четыре бытовых корпуса, медпункт, хороший стоматологический кабинет, где много лет проработала О.Ф.Соколова. Регулярно проводились праздничные вечера, поездки в лес за грибами и ягодами, для этого предприятие бесплатно выделяло транспорт своим сотрудникам. Транспортники всегда ощущали себя большой сплоченной семьей водителей, ремонтников, машинистов тепловозов и рабочих железнодорожных путей.
Сегодняшнее название предприятия — ООО «Череповецстройтранс», оно сохранилось и выполняет грузоперевозки, но уже не в таких огромных масштабах, как прежде.
Записала Ольга Владимирова №13(22423)
27.01.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →