27 января 2009 года. 10:34

Транспортники, строившие город

В январе 2009 года исполнилось 60 лет с момента образования производственного транспортного объединения «Череповецстройтранс» треста «Череповецметаллургхим­строй». По поручению совета ветеранов стройки вспоминает об истории предприятия и поздравляет коллег и ветеранов бывший главный инженер, заслуженный рационализатор и изобретатель РСФСР и СССР Александр Иванович Громов. Он работал во всесоюзном объединении «Череповецметаллургхимстрой» с 1949 по 1988 годы и был непосред­ственным участником многих событий в строительстве города.
— За долгие годы существования нашему объединению пришлось пережить многое: трудности становления и успехи в создании череповецкого промышленного узла, гигантов металлургии, химии и нового индустриального города; горечь распада прежних производственных отношений и структур в начале 90­х годов ХХ века и непростое собирание сил на нынешнем этапе.

Первым руководителем этого предприятия в конце 40 — начале 50­х годов был В.К.Петрушин, который подписал приказ № 1 о создании в Череповце автотранспортной конторы. Первым главным инженером был А.И.Киреев, начальником производственного транспортного управления — Н.А.Пучков. В 60 — 80­е годы предприятие несколько раз меняло свое название, разрастаясь количественно и меняясь качественно: из автотранспортной конторы оно сначала превратилось в автотранспортное предприятие, а затем — в производственное автотранспортное управление «Череповецстройтранс». В это время руководителями предприятия и его подразделений были В.Я.Таран, М.Ф.Метельков, Е.И.Кадин, В.Я.Чуприна, А.И.Арютин, О.Н.Задорожный, В.В.Соболев, Б.Н. Акулов. Железнодорожным хозяйством руководил Е.А.Добряков. Пик расцвета предприятия пришелся на 60 — 80­е годы, когда в Череповце и в области велось огромное строительство и транспортники обеспечивали доставку необходимых грузов и материалов. Доля затрат на транспортные расходы в то время достигала от 30 до 35 % в общем объеме строительно­монтажных работ.

В нашем коллективе работали творческие, разносторонние, талантливые, преданные своему делу люди. Транспортники всегда выручали строителей. Одним из важнейших направлений в стратегии рождения индустриального города кроме строительства завода было создание жилищного фонда — 398 тыс. кв. м жилья! Важную роль в создании нового Череповца сыграл управляющий трестом «Череповецметаллургстрой» Дмитрий Николаевич Мамлеев. Он смело внедрял в нашем городе самые передовые методы в промышленном и гражданском строительстве. Использовал проекты жилых домов улучшенной планировки, разработанные известным архитектором И.В.Желтовским, в которых элементы Ренессанса соединялись с современной для тех лет структурой. Жаль, что в хрущевские времена эти дома перестали строить, упрекнув в «архитектурных излишествах», но они до сих пор на рынке недвижимости пользуются спросом. В наш город внедрять их приехал из Ленинграда инженер­строитель Л.Г.Юзбашев. В Череповце было много энтузиастов в создании бригадного подряда по доставке деталей крупнопанельных домов по часовому графику. Но хорошие идеи архитекторов в области панельного домостроения не были обеспечены специализированным транспортом для их перевозки. И потому мне пришлось разрабатывать панелевозы, плитовозы и фермовозы, чтобы обеспечить сдачу жилья и важных индустриальных объектов в срок. Буквально в считанные недели создавались чертежи, а бригада рабочих­экспериментальщиков воплощала мои идеи в жизнь. Каждый шофер принимал участие в этом процессе и четко знал свои задачи. Алгоритм работы был простой, но успешный: шофер привозил на прицепе строительные панели, монтажники отсоединяли прицеп, который имел собственную точку опоры, а шофер уезжал с другим, пустым прицепом. Поэтому простоев не было. Бригада Н.А.Коротаева с 1960 года стала практиковать метод монтажа крупнопанельных домов «с колес», и он вскоре нашел широкое применение в нашем городе. Благодаря этому многоэтажные дома и промышленные объекты в Череповце в 60 — 70­е годы росли как грибы после дождя.

В начале 60­х годов завод строился стремительными темпами, надо было в огромных объемах возить доменный шлак, гравий, песок и просто грунт. В короткие сроки пришлось изготовить 70 самосвальных полуприцепов большой мощности — до 12 тонн! Не хватало нужных деталей — тогда делали из того, что было под руками. В ход шли выбракованные оси от железнодорожных вагонов, покрышки с колес от самолетов, которые возили из Кипелово! Обеспечивал работу всем необходимым О.Н.Задорожный. Созданные новые машины позволяли шоферам хорошо зарабатывать (они прозвали их «корытами»), люди были довольны. Эти полуприцепы­самосвалы хорошо себя зарекомендовали на строительстве улиц и дорог Вологодской области, на обратной засыпке строящихся объектов, при строительстве акватории химзавода.

К 1988 году в ПТО «Череповецстройтранс» были 4 транспортные автобазы, насчитывавших до 220 автомобилей различных марок. Большую часть составляли большегрузные автомобили, но был свой железнодорожный и даже водный транспорт. Коллектив рабочих и служащих в конце 80­х годов соcтавлял 5600 человек. Масштабы строительства тех лет впечатляют: только на территории Череповца и Череповецкого района было задействовано на стройке 19 автомобильных колонн численностью от 100 автомобилей и больше. Каждая из них специализировалась на перевозках отдельных видов грузов: грунта, товарного бетона и раствора, сборного железобетона, древесины и изделий из нее, кирпича, металлопроката. Были на предприятии и автобусы для перевозки строителей и рабочих ПТО «Череповецстройтранс». В коллективе было много передовиков производства, их всех не перечесть в короткой статье. Много делалось в те годы и для досуга трудящихся — были построены прекрасная база отдыха в Городище, спортивный зал, стадион. На территории предприятия были четыре бытовых корпуса, медпункт, хороший стоматологический кабинет, где много лет проработала О.Ф.Соколова. Регулярно проводились праздничные вечера, поездки в лес за грибами и ягодами, для этого предприятие бесплатно выделяло транспорт своим сотрудникам. Транспортники всегда ощущали себя большой сплоченной семьей водителей, ремонтников, машинистов тепловозов и рабочих железнодорожных путей.

Сегодняшнее название предприятия — ООО «Череповецстройтранс», оно сохранилось и выполняет грузоперевозки, но уже не в таких огромных масштабах, как прежде.

Записала Ольга Владимирова №13(22423)
27.01.2009

Источник: Газета «Речь»