27 января 2009 года. 10:34

Патриарха назовет Поместный собор

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, прошедший в мину­вшее воскресенье в храме Христа Спасителя, назвал трех кандидатов на Патриарший престол. Их выбрали тайным голосованием среди 145 иерархов. Имя нового, шестнадцатого, Патриарха должно стать известно 29 января. Его из числа трех изберет Поместный собор РПЦ, открывающийся в Москве сегодня.
Процедура избрания нового Патриарха, который придет на смену сконча­вшемуся в начале декабря Алексию Второму, такова: сначала Архиерейский собор, в который входят руководители всех епархий РПЦ, тайным рейтинговым голосованием выбрал трех претендентов на Патриарший престол. Вечером в воскресенье стали известны их имена: это митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, набравший 97 голосов, митрополит Калужский и Боровской Климент (32 голоса) и митрополит Минский и Слуцкий Филарет (16 голосов). Скорее всего, именно из числа этих трех архиереев уже Поместный собор выберет нового Патриарха. Впрочем, не исключено, что Поместный собор может выдвинуть и другую кандидатуру, во всяком случае, он обладает таким правом. Ведь именно Поместному собору, в состав которого входят не только архиереи и другие руководители РПЦ, но также священники, монахи и миряне, и принадлежит церковная власть — законодательная, административная, судебная и контролирующая. В том числе избрание нового Патриарха. На нынешний Собор, открывающийся сегодня (тоже в храме Христа Спасителя), прибудет более 700 делегатов. Большин­ство из них — представители епархий. Патриархом станет тот, за кого будет подано половина плюс один голос участников Собора. Если выбор не определит первый тур голосования, состоится второй, а по необходимости и третий и т. д.

В российской прессе сейчас идет острая дискуссия на тему: кто именно станет новым Патриархом, кто из трех кандидатур наиболее предпочтителен для РПЦ, какие «партии» в РПЦ представляют Кирилл, Климент и Филарет. При этом многие участники дискуссии обнаруживают, мягко говоря, слабое знание предмета дискуссии. Например, когда утверждают, что, раз митрополит Кирилл получил наибольше число голосов на Архиерейском соборе, его избрание в Патриархи — вопрос предрешенный. Да, Кирилл, «правая рука» покойного Алексия Второго, действительно один из фаворитов. Но, к примеру, в 1990 году, когда пятна­дцатым Патриархом РПЦ стал Алексий, наибольшие шансы на победу были у Киевского митрополита Филарета, который буквально через несколько лет инициировал раскол Православной церкви на Украине, а затем и вовсе был предан РПЦ анафеме. Были в истории русского православия и другие случаи, когда Патриархом в итоге становился не тот, на кого все «ставили» в начале.

Помимо того, многие «знатоки» церковной жизни уже записали Кирилла в церковные «либералы», а например, митрополита Климента — в «ретрограды». Конечно, у каждого из претендентов есть свое видение того, каким путем дальше должна идти РПЦ. Но «знатоки» как­то забывают, что единство Церкви по важнейшим вопросам для подавляющего большинства духовенства и мирян — гораздо важнее разномыслия. Как забывают они и то, что судьбу Православия, а значит, и выборы нового Патриарха, определяет не только человече­ское волеизъявление, но и Божье. Верующие называют это Промыслом Божьим.

Сергей Комлев
№13(22423)
27.01.2009

Источник: Газета «Речь»