23 января 2009 года. 08:14

Малый бизнес и власть в диалоге

Все отрасли малого бизнеса, по данным мониторинга Агентства городского развития, в декабре — январе ощутили падение спроса на товары и услуги и, как след­ствие, снижение выручки. Особенно в сфере торговли и общепита. Главными проблемами для малых предприятий стали рост тарифов, цен на энергоносители, сырье, нехватка денежных средств, низкая платежеспособность потребителей и высокая арендная плата. В среду город­ская администрация провела совещание с предпринимателями, на котором обсуждался ряд жизненно важных для малого бизнеса вопросов, в том числе пути снижения налогового бремени.
В этом году малый бизнес, арендующий муниципальные помещения, получил преимущественное право их выкупа. Это значит, что около 70 объектов не будут выставляться на торги. Сергей Зубарь, председатель городского комитета по управлению имуществом (КУИ), разъяснил порядок их продажи. График подготовки этих помещений к продаже на 2009 год утвержден, он составлен с учетом предварительных пожеланий арендаторов по поводу сроков.

Комитет по управлению имуществом предлагает два варианта продаж. Первый — по плановому графику. В зависимости от даты, на которую КУИ наметил продажу, объект в плановом порядке готовится к этой процедуре (оформляются документы, производится оценка). В течение десяти дней после принятия окончательного решения о дате продажи арендатор информируется о предоставляемой возможности воспользоваться преимущественным правом выкупа, ему дается месячный срок на то, чтобы принять решение, прислать в КУИ требуемые документы и оговорить условия рассрочки платежа. В течение месяца оформляется договор купли­продажи, регистрируется в УФРС. Одновременно оформляется и регистрируется договор о внесении залога. В случае, если покупатель по каким­либо причинам не выполняет свои договорные обязательства, КУИ имеет право расторгнуть договор и вернуть помещение муниципалитету. При этом договором предусматривается штрафная сумма, которая покупателю не возвращается.

До истечения срока оплаты покупатель не имеет права перепродавать помещение или отдавать его в залог.

Второй способ продажи учитывает пожелания арендаторов, которые могут возникнуть в дальнейшем.

— Те арендаторы, которые предварительно записывались на третий квартал с пожеланием купить помещение, — разъясняет Сергей Зубарь, — имеют право подать в КУИ заявление о предоставлении им преимущественного права выкупа в более ранний срок, нежели у нас намечено по плану приватизации. В таком случае мы обязаны в течение двух месяцев подготовить объект к продаже, сделать арендатору предложение, после чего он в 30­дневный срок должен оформить договор с КУИ. Если арендатор в этот срок не дает ответа или отказывается воспользоваться преимущественным правом, КУИ имеет право выставить помещение на торги по обычным основаниям.

Предприниматели, выслушав Зубаря, предложили ему собрать арендаторов, чтобы подробно разъяснить им условия выкупа помещений: «Многим непонятно, как это будет происходить». Договорились организовать встречу в начале февраля.

В феврале же планируется еще одна встреча — представителей малого бизнеса и налоговой инспекции. Предприниматели потребовали ее организовать, после того как выслушали сводную информацию об изменениях в законодательстве, принятых в прошлом году для снижения налогового бремени. Ее вкратце озвучила зам. начальника Череповецкой налоговой инспекции Татьяна Нешина.

Во­первых, уменьшена ставка налога на прибыль с 24 до 20 процентов. Во­вторых, дано право не делать авансовые платежи, а уплачивать налог по фактически полученной прибыли, но пока только на четвертый квартал прошлого года. В­третьих, изменен порядок уплаты НДС: он платится поквартально, но сумму за каждый квартал можно вносить частями в течение трех месяцев после срока уплаты. В­четвертых, субъектам Федерации дано право снизить ставку налога по упрощенной системе налогообложения с 15 до 5 процентов. (Вероятно, вопрос о снижении ставки будет внесен на рассмотрение областных депутатов). И в­пятых, дано право предоставления отсрочки или рассрочки налоговых платежей.

Если рассрочка или отсрочка требуется на уплату налогов, начисляемых в федеральный бюджет, заявление следует подавать в Федеральную налоговую службу. Если же речь идет о местных и региональных налогах — в управление ФНС по Вологодской области. По федеральным налогам, начисляемым в федеральный бюджет, отсрочка дается до трех лет, по остальным — до одного года.

Что является основанием для предоставления отсрочки или рассрочки? Причинение ущерба в результате стихийного бедствия, задержка финансирования из бюджета, угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога (когда процедура банкротства уже возбуждена). А также такие основания имеются в случае, если производство и реализация товаров и услуг носит сезонный характер.

В декабре череповецкие налогоплательщики направили около 15 заявлений о предоставлении отсрочки или рассрочки (в основном по НДС и налогу на прибыль). Поскольку заявления рассматриваются в месячный срок, ответов пока нет.

Главным налогом для малого бизнеса является единый налог на вмененный доход. В конце прошлого года, напомним, городская Дума утвердила решение о значительном повышении коэффициентной ставки этого налога. Как утверждают бизнесмены, для них эта ноша непосильна.

— В августе­сентябре, когда рассматривался вопрос о повышении налога, ситуация была другая. Вмененный доход, с которого платится этот налог, был меньше реального дохода, который получал предприниматель. Сейчас же все иначе, — обратил внимание один из предпринимателей и привел цифры: — Если в 2008 году сфера продуктовой торговли платила с вмененного дохода 681 рубль с квадратного метра, то с учетом повышения эта сумма выросла почти в два раза — 1302 рубля. При этом реальная доходность на сегодня по торговле — меньше 1000 рублей с метра.

Бизнесмены попросили сохранить налог в прошлогоднем размере. 6 февраля межведомственная комиссия по налогам и сборам заново проанализирует коэффициентные расчеты, после чего городские депутаты рассмотрят полученные результаты и примут какое­то решение.

Сельскохозяйственные продуктовые ярмарки, которые несколько раз проводились в городе, вызвали неоднозначную реакцию малых торговых предприятий продовольственной сферы. На совещании они высказали ряд замечаний.

— В нашей отрасли отмечается снижение товарооборота до 13 %, мы ощущаем снижение покупательской способности и нарастание социальной напряженности. Да, проведение сельскохозяйственных ярмарок — это один из способов снижения напряженности. Но нас волнует и даже обижает ряд моментов, — выступила директор ООО «Ассорти» Ирина Стяжкина, являющаяся членом ассоциации «Опора России». — Наша ассоциация, чтобы изучить это явление изнутри, создала рабочую группу, и 17 января мы посетили ярмарку. Яркой разницы между ценами ярмарки, розницы и рынка мы не заметили. Разница составляла два — четыре рубля, за исключением той группы товаров, которые производители реализовали по ценам, по которым они предоставляются в розницу для последующей перепродажи. Разумеется, мы не можем, купив по одной цене, продать дешевле. Ярмарка и стационарная торговля — это две принципиально разные формы торговли, и они ни в коей мере не сравнимы между собой. Поэтому нам кажутся некорректными публичные заявления о том, что цены на ярмарке существенно ниже, чем в рознице.

Второй момент, смутивший членов «Опоры России», — присутствие (вопреки условиям) на ярмарке оптовиков и производителей из других регионов. И третий — место проведения ярмарки:

— Хотелось бы, чтобы дислокация менялась. В таком случае, во­первых, жители всех районов города получат возможность приобрести такие товары. Во­вторых, нагрузка на Зареченский район будет частично снижена, потому что в дни, когда на пл. Химиков проводились ярмарки, торговые предприятия этого района практически полностью теряли выручку.

Все озвученные замечания были занесены в протокол совещания, чтобы принять по ним решения.

Татьяна Тихонова
№11(22421)
23.01.2009

Источник: Газета «Речь»