«Книга жизни» начиналась в Череповце
К 100-летию со дня рождения Нины Михайловны ИвановойРомановой
Позавчера, 20 января, во Дворце детского и юношеского творчества прошел вечер, участники которого говорили о жизни и творчестве писательницы Нины Михайловны ИвановойРомановой. Именно 20 января этого года исполнилось 100 лет со дня ее рождения. Судьба этой незаурядной женщины тесно связана с Череповцом. Предлагаем вашему вниманию рассказ о ней череповецкого филолога и краеведа Ольги Владимировны Шеляпиной, лично знавшей Нину Михайловну.
Когда мы вспоминаем выдающихся людей, связанных с нашим городом, мы чаще всего называем череповецкого городского голову Ивана Андреевича Милютина, художника Василия Васильевича Верещагина, поэтов Константина Батюшкова, Игоря Северянина, Николая Рубцова. Мы вспоминаем, что у нас в свое время учился летчик Валерий Чкалов, учился и работал знаменитый хирург Николай Михайлович Амосов. К этому же ряду людей следует отнести и Нину Михайловну ИвановуРоманову, обладавшую большим поэтическим талантом, но долгое время неизвестную нам.
В течение более 50 лет она писала стихи, не имея возможности их опубликовать. Писала их своим друзьям: Кире Александровне Тихомировой в Череповец, Валентине Николаевне Щукиной в Москву и другим. И лишь несколько ранних стихотворений удалось в 1928 году напечатать в нашей городской газете «Коммунист». Но о них никто не помнит.
И узнали мы Нину Михайловну только в 1989 году, и не как поэта, а как прозаика, когда в ленинградском журнале «Нева» (№№ 2 — 4) появилась ее «Книга жизни» — большое автобиографическое произведение, в котором главное место занимает рассказ о ее жизни в Череповце в 20е годы, когда она училась в Череповецком педтехникуме.
Родилась она 20 января 1909 года в городе Луге. Отец ее, Михаил Зосимович Иванов, был родом из Кадуйского района (деревня Ишкобой), служащий. С 1923 по 1929 годы семья жила в Череповце.
Для Нины это был и трудный, и счастливый период. Она рано потеряла мать, и в доме появилась мачеха. Но училась Нина в техникуме с увлечением, и уже тогда обнаружились ее разносторонние способности: любовь к литературе, музыке и рисованию. Музыке она училась у Натальи Петровны Астаховой (предки ее были из рода Ганнибалов), научилась играть на фортепиано и гитаре, пела в хоре, была любимой ее ученицей. Музыкальность Нина Михайловна унаследовала от матери Марии Григорьевны, которая знала много народных песен, но особенно любила церковное пение. Похоронили ее на старом кладбище, около Покровской церкви, недалеко от могилы Ивана Андреевича Милютина. Позднее Нина Михайловна с горечью напишет: «Над могилой мамы мостовая».
Больше всего она любила литературу, рано начала читать стихи поэтов Серебряного века: Ахматовой, Гумилева, Игоря Северянина, Есенина, позднее — Николая Рубцова. И сама начала писать стихи.
На последнем курсе стала посещать занятия литературной группы в редакции газеты «Коммунист». И там произошло главное в ее жизни событие: 2 февраля 1929 года она встретила студента Московского университета Александра Афанасьева. Как выяснилось, он был сослан в Череповец за сочувствие «оппозиции» и за участие в одной из демонстраций. Вскоре они подружились.
Нина была «подавлена его знаниями, кругозором, иронической остротой языка, ощутимым блистанием незаурядного ума» («Книга жизни»).
Нам стало часто по пути,
Вотвот должно открыться,
Что значит — глаз не отвести
И не наговориться…
Гуляя по городу, разговаривали о книгах и писателях, читали друг другу стихи, он — любимого Пастернака, свои стихи. Встречи становились все чаще и продолжались около года. Но затем Александра Афанасьева неожиданно вызвали в Москву, а оттуда последовала ссылка на Колыму. 30 марта 1945 года он был расстрелян как враг народа.
Нина Михайловна глубоко переживала эту трагедию. Память о своем друге она сохранила до конца дней, посвятив ему большую часть своих стихотворных произведений. Тема любви, веры и верности становится главной в ее творчестве.
По окончании педтехникума, отработав положенный срок в сельской школе Череповецкого района (в деревне Дементьево), поступила в Ленинградский педагогический институт имени Герцена и успешно окончила. Затем пришлось поработать в школе на Севере, в Хибиногорске. В конце 30х годов — возвращение в Ленинград, с которым и была связана вся ее дальнейшая жизнь и работа, если не считать военных лет, которые вместе со школьниками она провела в Сибири. Завершила трудовую деятельность Нина Михайловна в Пушкинском Доме (Институт русской литературы АН) в должности смотрителя литературного музея.
Мне посчастливилось познакомиться с ней. Произошло это 3 июня 1989 года вскоре после выхода в свет ее главного труда — «Книги жизни». Эта книга, необычайно взволновавшая меня, заставила не раздумывая поехать в город Пушкин, где в домепансионате ветеранов жила в то время Нина Михайловна. (Об этой первой встрече я рассказывала в статье «Вы мне запали в сердце», «Череповецкий металлург», 10 апреля 1993 г., № 42.)
Потом были еще четыре встречи, последняя — 24 марта 1991 года. Все они незабываемы. И была еще переписка в течение семи лет. В моем домашнем архиве — более 80 ее писем.
Нина Михайловна необычайно обрадовалась нашему знакомству, и ясно, что основная тема первого разговора, который у нас длился несколько часов, была череповецкая. Она вспоминала друзей по техникуму, педагогов, у которых училась, рассказывала об их судьбах, порой трагических. Спрашивала меня, как и чем живет Череповец сейчас.
В последующие встречи мы много говорили о литературе. Она рассказывала о своих встречах с Анной Ахматовой, ей она посвятила три стихотворения. Была знакома с ее сыном Львом Гумилевым, слушала его лекции в университете и однажды поинтересовалась, не встречал ли он в ссылке Александра Афанасьева. Он ответил отрицательно. Позднее подарил ей одну из своих книг, писал ей. В Москве встречалась с Анастасией Цветаевой, которая сказала ей: «Вы мне запали в сердце». А известный наш ученыйфилолог Дмитрий Сергеевич Лихачев слышал чтение ее стихов и похвалил их.
Нина Михайловна ИвановаРоманова была человеком, безусловно, талантливым, это проявилось во всем. К тому же очень приветливой и доброжелательной. Поэтому общаться с ней было легко и приятно. И я счастлива, что была дружна с ней.
К одному из писем ко мне (от 24 сентября 1992 года) она приложила список или, как она назвала, «сводку» своих произведений, по разделам: стихи, проза, очерк, рассказ, сказка, новелла, научная фантастика, отдельно — полный текст «Книги жизни». Получилось 27 пунктов. Большая часть из них не была опубликована и находится в архивах: в Москве, в ЦГАЛИ, в Петербурге, в Пушкинском Доме, у частных лиц.
20 января исполнилось 100 лет со дня рождения Нины Михайловны. И хочется верить, что в нашем городе появятся издания ее сочинений и череповецкие читатели смогут познакомиться с ее творчеством, очень интересным и нужным для нас.
. №10(22420)
22.01.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →