16 января 2009 года. 13:46

Российская семья как кавалер ордена «Родительская слава»

Дмитрий Медведев вручил первые такие ордена в новом году
«Благополучная семья лучше раскрывает таланты и способности личности», — подчерк­нул Медведев на церемонии вручения наград российским семьям в Александровском зале Большого Кремлевского дворца 13 января. Идея учреждения этой государственной награды впервые появилась чуть меньше года назад. Озвучил ее Дмитрий Медведев, тогда еще первый вице­премьер правительства. Традиция отмечать родительские заслуги появилась еще в императорской России. Первой наградой был Знак отличия Святой Ольги, учрежденный в 1914 году. В 1915 году этот знак получила Вера Панаева, воспитавшая четверых сыновей­офицеров, из которых трое стали кавалерами ордена Святого Георгия и погибли на полях Первой мировой войны. Нынешние обладатели «Родительской славы» — это родители в браке, воспитывающие или уже воспитавшие четверых и более детей. При этом семья должна быть едва ли не образцово­показательной. То есть при отборе играют роль такие характеристики, как социальная ответственность, здоровый образ жизни, надлежащий уровень заботы о детях. Предусмотрено и материальное поощрение — 50 тыс. рублей. Нужна ли «Родительская слава» российским семьям или предъявляемые требования должны стать просто нормой для общества? Свое мнение высказывают…

Нина ЧЕКАЛЕВА, зам. директора муниципального учреждения культуры «Объединение библиотек» по работе с детьми:

— Безусловно, такая награда как стимул должна быть. Воспитать хорошего человека — это труд, и он точно так же имеет право быть поощренным. Можно только посочувствовать семье, где руководствуются ложной установкой все отдавать ребенку, ни в чем ему не отказывать. Как результат, родители получают абсолютно избалованное существо, иждивенца. На мой взгляд, нужно развить в ребенке те качества, которые необходимы ему для жизни в дальнейшем. Чтобы он понимал значение того, что в него вкладывается, чего от него хотят родители. Я считаю очень важным чув­ство семьи, когда каждый постоит за другого, возьмет на себя ответственность, каждый уважает личность другого и себя ощущает в семье как личность. Важно, когда в семье уважают мать, отца, брата, сестру, бабушку, дедушку, считаются с их интересами, с их установками на жизнь. Главное — отправить во взрослую жизнь человека, который с подросткового возраста воспринимает себя как личность, не боится взять на себя ответственность. Моему сыну Николаю 15 лет, мне кажется, он ощущает себя мужчиной — пусть пока еще не взрослым, но все же мужчиной, за которым как за каменной стеной. Конечно, неизвестно, что будет впереди, какие испытания могут выпасть на долю, но уже сейчас я ощущаю: это моя защита. Хотя у нас есть отец, но я знаю, что сын всегда будет мне помогать, защищать меня, брать в каком­то смысле опеку. Он помощник по хозяйству лет с десяти на хорошем уровне. Вообще проблеме семьи, безусловно, нужно уделять внимание. Семья — основа государства. К сожалению, в настоящее время ее ценности несколько размыты, а хорошие инициативы навязываются сверху. В нынешних условиях просто сохранить семью бывает сложно, а тем более воспитать достойного человека.

Александр ЧЕРНОВ, директор гуманитарного института ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», депутат городской Думы:

— Политика государства в области семьи, на мой взгляд, нуждается в некой, мягко говоря, корректировке. Да, раньше мы оперировали такими понятиями, как «мать­героиня». Но увязывание основы семьи исключительно только с функцией матери, на мой взгляд, советский атавизм, который восходит к определенным тенденциям, традициям, сформировавшимся у истоков советской семьи. Как ни странно, это связано с тем, что изначально в основе рождения советской семьи как раз лежало равноправие, которое затем определенным образом было трансформировано в матриархат — своеобразный, который, наверное, был отчасти оправдан. Что происходит сегодня? Мы имеем очень сложные модели семьи. Нужно иметь в виду, что специалисты насчитывают где­то 56 форм брака, и следует подходить к этому институту достаточно гибко. То, что вводится такая «родительская» категория, где подразумеваются более широкие вещи, чем «мать­героиня», хорошо. По крайней мере, государство думает над возрождением института семьи, изменением ее в современном мире. Воспитать достойного человека? Если можно было бы это решить какими­то простыми методами. Допустим, если бы все целиком зависит от семьи или школы, детского сада — проблем было бы немного. Но есть вещи, которые зависят от всех перечисленных факторов, от общества, и наверняка есть многое, что зависит от тех вещей, о которых мы знаем очень мало, — от наследственности, предрасположенности, от генов. Я не знаю, может ли индивидуальная траектория воспитания, даже самая продуманная, давать стопроцентный результат. На мой взгляд, наивно считать, что системные усилия дадут такой результат. Это все­таки архаизм эпохи Просвещения, когда человек воспринимался при рождении как «чистая доска»: что на нее нанесешь, то и останется. Сегодня мы должны говорить, что человек слишком сложный организм, слишком сложное явление. А семья обязана делать то, что должна делать, — это само собой разумеющееся.

Александр КУКЛИН, председатель детской общественной организации «Исток»:

— Награда нужна, понятен ее смысл. «Родительская слава» — поскольку в современном мире как равноправные воспринимаются материнство и отцовство, так как зарабатывают и воспитывают детей оба родителя. Правда, на мой взгляд, роль отца в воспитании мальчика играет все же большее значение. Нужно признать, что времени на семейное воспитание у взрослых зачастую не хватает. Хорошо, если оставшееся от всех обязанностей время в семье уделяется детям. В этом случае они социализируются на более ранней стадии развитии. Опять же сегодня невозможно не гнаться за временем и самому подростку. Сегодня невозможно выучиться за 8 часов в день, учиться нужно 12 и более. Поэтому, как показывает печальная статистика, очень многие родители не могут уделить должного внимания ребенку. В условиях кризиса 90­х годов приходилось отдавать ребенку все, и в первую очередь в материальном плане, чтобы детям было что одеть и что поесть. Родители акцентировали внимание на вещественной стороне вопроса. А любовь, забота, внимание уходили на второй план, «благодаря» чему и воспиталось потребительское отношение к жизни у многих детей. Нынешние подростки в большинстве своем и сейчас так живут, считают, что им все должны дать. Но в последнее время появляется и иная закономерность: подростки, те, кто подходит к 11 классу, более сознательны, в них воспитываются новые взгляды на жизнь, они более индивидуальны, хотят сами что­то уметь в этой жизни, к чему­то стремятся.

Татьяна Ковачева
№6(22416)
16.01.2009

Источник: Газета «Речь»