11 января 2009 года. 09:12

Полководец и святой

По итогам проекта «Имя Россия» символом нации признан Александр Невский
Личностью — символом нации в рамках проекта «Имя Россия» объявлен древнерусский князь Александр Невский, одержавший исторические победы над шведскими и тевтонскими рыцарями в первой половине XIII века. Второе место досталось Петру Столыпину, занимавшему в 1906 — 1911 годах пост премьер­министра. Первую тройку замкнул советский лидер Иосиф Сталин. Итоги конкурса, организованного телеканалом «Россия», фондом «Общественное мнение» и Институтом российской истории, были подведены в эфире программы «Вести недели» вечером в минувшее воскресенье.

Интернет­голосование, которое определило итоги проекта, продолжалось более полугода. Александр Невский — великий полководец и един­ственный святой из списка кандидатов — набрал 529575 голосов. Инициатор аграрной реформы Петр Столыпин получил 523766 голосов, а Иосиф Сталин — 519071 голос.

Далее кандидаты распределились следующим образом: Пушкин, Петр I, Ленин, Достоевский, Суворов, Менделеев, Иван Грозный, Екатери­на II и Александр II.

В ходе последнего тура было подано 2888523 голоса. Технические условия конкурса не препятствовали одному и тому же лицу голосовать неограниченное число раз.

По результатам проходившего параллельно голосования экспертов первое и второе места разделили Александр Невский и Александр Пушкин, третьим оказался полководец Александр Суворов, четвертым — Столыпин, а Сталин и Ленин заняли последние места.

«Я поздравляю всех с выбором, который сделали россияне. Я считаю, что выбор очень символичный… Люди обращаются к единственному святому, который был из всей этой дюжины… И выбор этот правильный», — прокомментировал выбор россиян председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Его слова цитирует РИА «Новости». Он назвал величайшим соотечественником россиян Пушкина и выразил сомнение в наличии души у Ивана Грозного, Ленина и Сталина.

Кинорежиссер Никита Михалков с похвалой отозвался о выборе россиян и сказал, что, по его мнению, если бы Александр Невский и Петр Столыпин жили в одну эпоху, первый непременно поставил бы второго во главе правительства.

Некоторые СМИ, напротив, критиче­ски оценили выбор участников голосования. Так, «Независимая газета» пишет, что занявший первое место Александр Невский «был весьма близок с так называемыми татаро­монголами». А известность древнерусский князь приобрел благодаря гениальному фильму сталинской эпохи, пишет газета. Это «киношедевр, вот и все». «При чем здесь история, при чем здесь Россия и ее имя?» — задают вопрос авторы «Независимой газеты». Столыпина «Независимая газета» оценивает следующим образом: «Лучше, конечно, чем Лаврентий Берия или Малюта Скуратов, но в сталинскую вертикаль власти вписался бы идеально». О замыкающем тройку лидеров Сталине и вовсе говорить «особо не хочется», пишет газета, а итоги конкурса в ее интерпретации выглядят так: «Сталин, Сталин и Сталин».

Напомним, что проект «Имя Россия» стартовал в конце мая 2008 года. На первом этапе пользователи Рунета должны были выбрать на сайте конкурса 50 исторических личностей из 500, предварительно названных учеными­историками, во втором — избрать из полусотни первую дюжину, на третьем — определить победителя.

Св. благоверный князь Александр Невский (1221 — 1263 гг.)

Александр родился в мае 1221 г. в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мсти­слава Удатного (Удалого). В 1236 г. Александр был посажен на новгородское княжение, а в 1239 г. женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне.

Всеобщую славу молодому князю принесла победа над шведами, одержанная им на берегу Невы, в устье Ижоры, 15 июля 1240 г. Побуждаемые папскими посланиями, шведы предприняли крестовый поход против Новгородской земли. По легенде их командующий, будущий правитель Швеции Ярл Биргер вошел на кораблях в Неву и отправил послание Александру: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю». Биргер хотел плыть в Ладожское озеро, занять Ладогу и отсюда по Волхову идти к Новгороду. Но Александр сам выступил навстречу шведам. Александр лично участ­вовал в битве и ранил шведского воеводу в лицо. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским.

Александр вернулся в Новгород с великой славой, но в том же году рассорился с новгородцами и уехал в Переславль­Залесский. А вскоре над городом нависла угроза с запада. Ливонский орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля, вторгся в пределы новгородских земель. Новгородцы вынуждены были обратиться за помощью к Александру. Князь немедленно пошел на немцев, захватил их крепость, немецкий гарнизон привел в Новгород, часть его отпустил на волю, а изменников перевешал.

Потом он пошел в Псковскую землю, во владения Ордена, войска которого наголову разбили один из русских отрядов. Когда Александр узнал об этом, он отступил к Чудскому озеру и стал дожидаться неприятеля на льду, который был еще крепок. Утром 5 апреля 1242 г. началась знаменитая битва, известная в наших летописях под названием Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разгромлены. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от всех притязаний на русские земли, а также передавали Новгороду часть Латгалии.

Укрепив западные границы, Александр был вынужден полностью погрузиться в «дела восточные». В 1247 г. к Александру обратился Батый: «Мне покорились многие народы, неужели ты один не хочешь покориться моей державе? Если хочешь сберечь землю свою, то приходи поклониться мне, и увидишь честь и славу царства моего». Понимая, что противостоять монголам он не в состоянии, Александр не пошел на конфликт и отправился в Монголию. Обычно суровый и высокомерный по отношению к побежденным, Батый принял Александра и его брата Андрея очень ласково. В летописи сказано, что хан, увидевши Александра, сказал своим вельможам: «Все, что мне говорили о нем, все правда: нет подобного этому князю…» Восточная политика Александра была направлена на то, чтобы обезопасить Русь от монгольских нашествий. Пойдя на уступки и наладив дипломатические отношения с Ордой, Александр спас ослабленную Русь от полного уничтожения. Для этого он несколько раз выезжал в Орду. По­следний раз — в 1262 г., после волнений в суздальских городах, где были перебиты хан­ские баскаки и выгнаны татарские купцы. Чтобы умилостивить хана, Александр лично отправился с дарами в Орду. Хан удерживал князя подле себя всю зиму и лето. Только осенью Александр получил возможность вернуться во Владимир, но по дороге заболел и умер в Городце.

Незадолго до этого римский папа Иннокентий IV предложил ему принять католичество в обмен на свою помощь в борьбе против монголов. Александр в самой категоричной форме отверг это предложение. Он был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти. Во время его погребения во владимирском монастыре Рождества Богородицы 23 ноября 1263 г. произошло событие, о котором в летописи сказано: «Чудо дивно и памяти достойно». Когда тело святого Александра положили в раку, эконом монастыря Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напут­ственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. Почитание Александра Невского как святого началось задолго до того, как он был канонизирован Русской православной церковью в 1547 г. Там, где люди истово просили у него чуда, оно непременно случалось. В память о нем в Петербурге построили монастырь, Александро­Невскую лавру, куда в 1724 г. по указу Петра Великого были перевезены его мощи. Петр также постановил отмечать его память 30 августа, в день заключения победоносного мира со Швецией. В 1725 г. императрица Екатерина I учредила орден святого благоверного князя Александра Невского — одну из высших наград Российской империи. Он просуществовал до 1917 г. и был вторым по значимости после ордена святого всехвального апостола Андрея Первозванного. В СССР во время войны, в 1942 г., был тоже учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу и обеспечение успешных действий своих частей. В советские времена принято было вспоминать лишь ратные, а не духовные подвиги князя.


№1(22411)
05.01.2009

Источник: Газета «Речь»