30 декабря 2008 года. 14:50

Полководец и святой

По итогам проекта «Имя Россия» символом нации признан Александр Невский
Личностью — символом нации в рамках проекта «Имя Россия» объявлен древнерусский князь Александр Невский, одержавший исторические победы над шведскими и тевтонскими рыцарями в первой половине XIII века. Второе место досталось Петру Столыпину, занимавшему в 1906 — 1911 годах пост премьер­министра. Первую тройку замкнул советский лидер Иосиф Сталин. Итоги конкурса, организованного телеканалом «Россия», фондом «Общественное мнение» и Институтом российской истории, были подведены в эфире программы «Вести недели» вечером в минувшее воскресенье.

Интернет­голосование, которое определило итоги проекта, продолжалось более полугода. Александр Невский — великий полководец и един­ственный святой из списка кандидатов — набрал 529575 голосов. Инициатор аграрной реформы Петр Столыпин получил 523766 голосов, а Иосиф Сталин — 519071 голос.

Далее кандидаты распределились следующим образом: Пушкин, Петр I, Ленин, Достоевский, Суворов, Менделеев, Иван Грозный, Екатери­на II и Александр II.

В ходе последнего тура было подано 2888523 голоса. Технические условия конкурса не препятствовали одному и тому же лицу голосовать неограниченное число раз.

По результатам проходившего параллельно голосования экспертов первое и второе места разделили Александр Невский и Александр Пушкин, третьим оказался полководец Александр Суворов, четвертым — Столыпин, а Сталин и Ленин заняли последние места.

«Я поздравляю всех с выбором, который сделали россияне. Я считаю, что выбор очень символичный… Люди обращаются к единственному святому, который был из всей этой дюжины… И выбор этот правильный», — прокомментировал выбор россиян председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Его слова цитирует РИА «Новости». Он назвал величайшим соотечественником россиян Пушкина и выразил сомнение в наличии души у Ивана Грозного, Ленина и Сталина.

Кинорежиссер Никита Михалков с похвалой отозвался о выборе россиян и сказал, что, по его мнению, если бы Александр Невский и Петр Столыпин жили в одну эпоху, первый непременно поставил бы второго во главе правительства.

Некоторые СМИ, напротив, критически оценили выбор участников голосования. Так, «Независимая газета» пишет, что занявший первое место Александр Невский «был весьма близок с так называемыми татаро­монголами». А известность древнерусский князь приобрел благодаря гениальному фильму сталинской эпохи, пишет газета. Это «киношедевр, вот и все». «При чем здесь история, при чем здесь Россия и ее имя?» — задают вопрос авторы «Независимой газеты». Столыпина «Независимая газета» оценивает следующим образом: «Лучше, конечно, чем Лаврентий Берия или Малюта Скуратов, но в сталинскую вертикаль власти вписался бы идеально». О замыкающем тройку лидеров Сталине и вовсе говорить «особо не хочется», пишет газета, а итоги конкурса в ее интерпретации выглядят так: «Сталин, Сталин и Сталин».

Напомним, что проект «Имя Россия» стартовал в конце мая 2008 года. На первом этапе пользователи Рунета должны были выбрать на сайте конкурса 50 исторических личностей из 500, предварительно названных учеными­историками, во втором — избрать из полусотни первую дюжину, на третьем — определить победителя.

Св. благоверный князь Александр Невский (1221 — 1263 гг.)

Александр родился в мае 1221 г. в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мсти­слава Удатного (Удалого). В 1236 г. Александр был посажен на новгородское княжение, а в 1239 г. женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне.

Всеобщую славу молодому князю принесла победа над шведами, одержанная им на берегу Невы, в устье Ижоры, 15 июля 1240 г. Побуждаемые папскими посланиями, шведы предприняли крестовый поход против Новгородской земли. По легенде их командующий, будущий правитель Швеции Ярл Биргер вошел на кораблях в Неву и отправил послание Александру: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю». Биргер хотел плыть в Ладожское озеро, занять Ладогу и отсюда по Волхову идти к Новгороду. Но Александр сам выступил навстречу шведам. Александр лично участ­вовал в битве и ранил шведского воеводу в лицо. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским.

Александр вернулся в Новгород с великой славой, но в том же году рассорился с новгородцами и уехал в Переславль­Залесский. А вскоре над городом нависла угроза с запада. Ливонский орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля, вторгся в пределы новгородских земель. Новгородцы вынуждены были обратиться за помощью к Александру. Князь немедленно пошел на немцев, захватил их крепость, немецкий гарнизон привел в Новгород, часть его отпустил на волю, а изменников перевешал.

Потом он пошел в Псковскую землю, во владения Ордена, войска которого наголову разбили один из русских отрядов. Когда Александр узнал об этом, он отступил к Чудскому озеру и стал дожидаться неприятеля на льду, который был еще крепок. Утром 5 апреля 1242 г. началась знаменитая битва, известная в наших летописях под названием Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разгромлены. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от всех притязаний на русские земли, а также передавали Новгороду часть Латгалии.

Укрепив западные границы, Александр был вынужден полностью погрузиться в «дела восточные». В 1247 г. к Александру обратился Батый: «Мне покорились многие народы, неужели ты один не хочешь покориться моей державе? Если хочешь сберечь землю свою, то приходи поклониться мне, и увидишь честь и славу царства моего». Понимая, что противостоять монголам он не в состоянии, Александр не пошел на конфликт и отправился в Монголию. Обычно суровый и высокомерный по отношению к побежденным, Батый принял Александра и его брата Андрея очень ласково. В летописи сказано, что хан, увидевши Александра, сказал своим вельможам: «Все, что мне говорили о нем, все правда: нет подобного этому князю…» Восточная политика Александра была направлена на то, чтобы обезопасить Русь от монгольских нашествий. Пойдя на уступки и наладив дипломатические отношения с Ордой, Александр спас ослабленную Русь от полного уничтожения. Для этого он несколько раз выезжал в Орду. По­следний раз — в 1262 г., после волнений в суздальских городах, где были перебиты хан­ские баскаки и выгнаны татарские купцы. Чтобы умилостивить хана, Александр лично отправился с дарами в Орду. Хан удерживал князя подле себя всю зиму и лето. Только осенью Александр получил возможность вернуться во Владимир, но по дороге заболел и умер в Городце.

Незадолго до этого римский папа Иннокентий IV предложил ему принять католичество в обмен на свою помощь в борьбе против монголов. Александр в самой категоричной форме отверг это предложение. Он был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти. Во время его погребения во владимирском монастыре Рождества Богородицы 23 ноября 1263 г. произошло событие, о котором в летописи сказано: «Чудо дивно и памяти достойно». Когда тело святого Александра положили в раку, эконом монастыря Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. Почитание Александра Невского как святого началось задолго до того, как он был канонизирован Русской православной церковью в 1547 г. Там, где люди истово просили у него чуда, оно непременно случалось. В память о нем в Петербурге построили монастырь, Александро­Невскую лавру, куда в 1724 г. по указу Петра Великого были перевезены его мощи. Петр также постановил отмечать его память 30 августа, в день заключения победоносного мира со Швецией. В 1725 г. императрица Екатерина I учредила орден святого благоверного князя Александра Невского — одну из высших наград Российской империи. Он просуществовал до 1917 г. и был вторым по значимости после ордена святого всехвального апостола Андрея Первозванного. В СССР во время войны, в 1942 г., был тоже учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу и обеспечение успешных действий своих частей. В советские времена принято было вспоминать лишь ратные, а не духовные подвиги князя.

. №247(22410)
30.12.2008

Источник: Газета «Речь»