29 декабря 2008 года. 15:52

«В хореографии главное — мысль»

Балетмейстер Русского Национального театра Зуфар Толбеев завтра на приеме у губернатора получит книжечку и знак заслуженного работника культуры РФ. Накануне этого знаменательного события корреспондент «Речи» встретился с Зуфаром Толбеевым и спросил, какое из событий профессиональной деятельности он считает главным достижением своей жизни?
— Наверное, создание фольклорного спектакля «Древо жизни». Это действительно был прорыв, и все его заметили. Настоящий фольклор, истинно народное искусство впервые было поставлено зрелищно, по законам сценического действа. До приезда в Череповец, работая артистом балета в красноярском ансамбле, всегда считал, что народно­сценические «причесанные» танцы а­ля ансамбль Игоря Моисеева — это и есть подлинный фольклор. На Вологодчине передо мной открылись огромные нетронутые пласты настоящего народного танца. Здесь сохранилось то, что повсюду давно потеряно. Особенно на востоке области — там и сегодня есть такое: собираются несколько пар и начинают танцевать под гармошку. Движения особые, неповторимые — это настоящее искусство.

— А разве рок­балет «Я получил эту роль» не был прорывом?

— Его я тоже вспоминаю с огромным удовольствием. Одно общение с Юрием Шевчуком дорогого стоит. Как будто соприкасаешься с хорошей книгой, которая пронизывает тебя насквозь. Его песни и его тексты запали в душу, хотя до этого я весьма пренебрежительно относился к рок­музыке, считая ее разновидностью попсы.

— Много лет вы одновременно работали над хореографией Русского Национального театра и возглавляли шоу­балет «Магия». Фольклор и современный танец — насколько они различны?

— Я считаю, что любую работу надо делать искренне, тогда будет и адекватная отдача. Работа в шоу­балете принесла определенное наслаждение. Считается, что балетмейстер — это человек, который скачет на репетиции и выдумывает движения. В хореографии главное — не движения, а мысль, которую балетмейстер вложил в танец. Зритель должен прочитать твою идею. Когда видишь, что зал понял твою мысль — она пробегает по их глазам, и публика с исполнителями начинают дышать в унисон, — хочется воспарить в небеса от счастья.

— Не все люди, которые занимаются танцами, становятся профессиональными танцорами. Как полагаете, какие качества, воспитанные у балетного станка, могут пригодиться в других профессиях?

— Великий балетмейстер Михаил Годенко, чью школу я прошел, говорил: «Вы танцоры, это особая нация». Это тяжелый труд — мало того, что ты должен быть талантлив, ты должен много работать. Каждое утро — нравится тебе или не нравится — ты должен вставать к станку и заниматься несколько часов. Наверное, эта работоспособность востребована в других специальностях. А вот фанатизм в отношении к танцу, который есть у многих настоящих артистов, часто мешает — когда карьера танцора завершается, оказывается, что человек ничего больше не умеет и кругозор его ограничен.

Сергей Виноградов
№246(22409)
27.12.2008

Источник: Газета «Речь»