24 декабря 2008 года. 15:29

Субсидия на автомобиль

Государство готово оплатить часть автокредита при покупке машины отечественного производства
Правительство России выступило с инициативой, согласно которой государство обещает оплатить примерно 8 % ставки по автокредитам для граждан, если они решат купить машину российского производства стоимостью до 350 тыс. руб. Новость буквально взбудоражила и тех, кто до сих пор придерживал уже накопленные на автомобиль деньги, и представителей автосалонов. Не секрет, что в Череповце продажи в некоторых из автоторговых фирм за последнее время упали почти в два раза, а получение автокредита превратилось в настоящее мучение.

Речь в новой инициативе идет не только об отече­ственных авто. Сборочные предприятия иностранных автокомпаний в РФ также могут рассчитывать на господдержку, но только при условии полного выполнения требований по локализации производства. Таким образом, государство поддержит и российский автопром, и банковскую систему. Общие требования по субсидированию кредитов сформулировал премьер­министр РФ Владимир Путин. Он заявил, что власти будут субсидировать ставки по кредитам россиян на покупку автомобилей ценой до 350 тыс. рублей, выпущенных в России, в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. При этом срок кредита не должен превышать трех лет.

На практике это означает, что государство заплатит около 8 % ставки по автокредитам. То есть если ставка по кредиту — 20 %, то покупатель машины заплатит только 12 %, а оставшиеся 8 % доплатит бюджет. В категорию «до 350 тыс. рублей» попадают все модели АвтоВАЗа: классические «ВАЗ 2104 — 2107», Lada Samara, а также новые модели Lada Priora и Lada Kalina. Из моделей ГАЗ в заданную сумму укладывается только «Волга» 31­й серии. Модель в дорогой комплектации с двигателем Chrysler, а также новая Volga Siber в этот список не попадают. Поддержку от государства можно получить также при покупке УАЗ «Хантер». Из иномарок российской сборки, при покупке которых можно рассчитывать на господдержку, в список попали Renault Logan (от 277 тыс. рублей), Skoda Fabia (от 309 тыс. рублей), Hyundai Accent (от 329 тыс. рублей), Fiat Albea (от 339 тыс. рублей) и Kia Spectra (от 342 тыс. рублей). Популярные Ford Focus и Chevrolet Lacetti в этот список не попадают. Также в него не вошел бюджетный Chevrolet Lanos, так как его производят не в России, а на Украине. Большинство из перечисленных иномарок в 350 тыс. рублей укладываются только в минимальной комплектации.

Тем не менее представители автосалонов утверждают, что, если предложенное новшество заработает, оно сможет оживить продажи. «Раньше мы продавали, по крайней мере, один автомобиль в день. Сейчас продаем в лучшем случае один в три дня. Была неделя, когда не продали вообще ничего, кроме одной очень дорогой машины, на которую был давний заказ», — поделился с корреспондентом «Речи» менеджер одного из «серых» череповецких автосалонов. Не секрет, что ничуть не лучше ситуация и у официальных дилеров, многие из которых вынуждены делать различные скидки, чтобы хоть как­то стимулировать спрос.

Но значительного уменьшения цен все равно не происходит. Более того, на некоторые иномарки цены только растут. Об удорожании своих машин уже объявила Toyota, российские дилеры Ford с 1 января 2009 года планируют поднять цены на модельный ряд этой компании на 5 %. В целом эксперты прогнозируют повышение цен на новые автомобили в 2009 году в среднем на 5 %. «Цены дер­жались на прежнем уровне, так как многие продавали «докризисные» машины, которые пришли в начале осени. Их постепенно скупают, а новые машины, возможно, будут продаваться уже по увеличенным ценам», — говорят в городских автосалонах.

В целом, по текущим экспертным прогнозам, в 2009 году объем продаж легковых автомобилей в России может сократиться на 20 — 30 %. Кроме того, предполагается, что большие проблемы ожидают продажи по системе trade­in, когда старый автомобиль отдается покупателем в зачет нового. В существующих условиях срок эксплуатации новой машины, по мнению специалистов, будет только увеличиваться, и уже не пойдет речи о замене автомобиля спустя три­четыре года на машину той же марки, но более дорогостоящей модели. Однако спад на рынке продаж машин, вероятно, не будет сопровождаться аналогичным по масштабам спадом в сфере техобслуживания уже проданных авто. В связи с этим именно сервисное обслуживание, от которого автовладельцы вряд ли будут массово отказываться, станет тем, что поможет автосалонам выжить в непростые времена.

Андрей Ненастьев
№243(22406)
24.12.2008

Источник: Газета «Речь»