Город, в котором я живу…
Красивый, чистый, зеленый, удобный — таким хотят видеть Череповец наши читатели
С марта газета «Речь» совместно с комитетом информации, печати, телерадиовещания области осуществляет проект «Экология города». Ежемесячные выпуски под этой рубрикой были посвящены недостаточному озеленению города, незаконным вырубкам зеленых насаждений, плохому состоянию немногочисленных парков, скверов и зеленых зон; городской свалке бытовых отходов, выработавшей свой ресурс, и необходимости строительства нового мусорного полигона; безуспешной борьбе властей с несанкционированными свалками и стихийными помойками; усилиям мэрии в предотвращении автомобильных заторов на дорогах города. Поднимались на газетных полосах под рубрикой «Экология города» острейшие темы автомобильных парковок и благоустройства дворов… Эти и другие вопросы городской среды комментировали депутаты и чиновники.
Но все это время в редакцию поступали и отклики наших неравнодушных читателей. Первая волна писем и звонков пришла уже в ответ на статью «Парковки вместо парков и свалки вместо берегов», опубликованную в марте. Наиболее интересные из читательских пожеланий и предложений мы опубликовали в апреле в подборке, озаглавленной «Нет ни клочка земли, где можно отдохнуть от бетона». Однако и после этого интерес череповчан к темам, поднимаемым в нашей рубрике, не угас. На протяжении восьми месяцев мы получали ваши письма, выслушивали ваши мнения по проблемам экологии и благоустройства городской среды.
«Судьба сквера» — так называлась статья, затрагивающая вопрос вырубки в городе деревьев, на вид вполне здоровых. Причем сразу следует отметить, что не все горожане однозначно были против. «Раньше мы жили на пятом этаже, и я привыкла к своей хоть и небольшой, но солнечной комнате, — рассказывала пенсионерка Антонина Васильевна. — После размена мы переехали на улицу Краснодонцев. Наш двор сильно затенен старыми тополями. И солнечный свет сквозь них теперь мы не видим совсем. Даже в ясные дни в нашей комнате на втором этаже полумрак и сырость. Будь моя воля, я бы эти тополя обрезала беспощадно, как это сделали, к примеру, в Комсомольском парке или на стадионе «Металлург».
Однако большинство читателей встревожено невероятно высокими темпами вырубки деревьев в городе. «Прочитал опубликованную в «Речи» статистику и ужаснулся, — говорит отставной офицер, а ныне таксист Николай Непомнящий. — Оказывается, за один только прошлый год в Череповце на вполне законных основаниях вырублено более двух тысяч деревьев. И еще около сотни уничтожено незаконно. А вместо этого высадили 200 прутиков, уповая на инициативу предприятий и частных лиц, типа «Родил ребенка — посади дерево». Но вопервых, на частной инициативе далеко не уедешь. Вовторых же, пока в нашем городе не станет законом высадка семи молодых деревьев вместо одного вырубленного (так в советские времена делали в Академгородке Новосибирска, а сейчас — в эстонском Тарту), город наш и дальше будет сереть асфальтом и бетоном, а не зеленеть».
Примечательно, что больше всего страдают от отсутствия зеленых зон жители новостроек. «Когда я бываю в центре, в старых благоустроенных микрорайонах, я откровенно завидую их жителям, — говорит череповецкая писательница Галина Гордиенко. — Там город похож на город, а здесь за Шексной, в новостройках, куда мы не так давно переехали с семьей, пустынные улицы. В лучшем случае у нового дома на газоне воткнуты прутики, которые через месяц засыхают. И никто, кстати, даже не пытается их пересадить, ухаживать за деревцами. В нашем микрорайоне на Шекснинском проспекте, если посмотреть, одно из трехчетырех деревцов живое, а все остальное — высохшие палки. Обидно, вокруг леса, а в микрорайоне — пустыня. Да и другие улицы не лучше. Вдоль Ленинградской есть газоны, но на них ни одного дерева. На разделительном газоне Октябрьского проспекта деревья только сразу за мостом. Поднимаешься выше — та же унылая картина. На мой взгляд, при застройке Зашекснинского района не была продумана схема создания малых скверов, в которых так нуждаются жители района. А потом, зачем нужно было уничтожать леса при возведении новых домов? Я разговаривала со строителями, спрашивала, почему они так безжалостно выкорчевывают целые куски леса. Мне сказали, что их нельзя оставлять, потому что деревья будут больными: лес — это одно, а городские насаждения — совсем другое. Странно, почему же тогда на Западе, к примеру в Германии, стараются сохранить каждое дерево. Строят дома и тут же изгороди для того, чтобы не повредить растущее рядом однодва дерева. Чуть ли не в коробку их «запечатывают», не дай бог повредить… »
Опубликованная в июне статья «Отбросы общества» взволновала преимущественно жителей района. В ней, напомню, мы рассказывали о состоянии дел на городской свалке бытовых отходов, давно выработавшей свой ресурс, и необходимости строительства нового мусорного полигона на территории Череповецкого района.
«Ну что за невезуха, — возмущается Елена Васильевна, — стоило нам с мужем осуществить свою давнюю мечту: купить в Суде дачу и переехать туда, как тут же поползли эти тревожные слухи — сначала про строительство целлюлозного комбината, теперь про мусорный полигон. Ну зачем, зачем портить такую природу?! Сваливайте свои отходы непосредственно под городом, он и так у нас безнадежно загажен».
«Мне любопытно, на что рассчитывали чиновники, предлагавшие нам эту мусорную бомбу, — спрашивает житель Малечкино Юрий Тихомиров, — никто из моих соседей не согласится жить рядом со свалкой. Костьми ляжем, но не допустим такого соседства. И не надо нас прельщать какимито деньгами. Не надо рассказывать сказки про белого бычка. Дескать, все отфильтруют, спрессуют, изолируют… Не верю! Если и выделят на это деньги, то разворуют. Если не разворуют, то кризис съест…»
Не убедил наших читателей призыв изменить менталитет и «мусорить поевропейски». «Вот вы написали, что в Швеции использованный заварочный пакетик с чаем разрывают на три части (этикетка с ниткой, маленький металлический зажим и сам пакетик — авт.) и сортируют по разным мусорным контейнерам — для бумаги, металла, пищевых отходов, — напомнил черепочанин Сергей Дорофеев, — так вот: нас никогда к этому не приучить. Хоть режь нас, хоть расстреливай, никогда нам такими педантами не стать. Оглянитесь вокруг: нас еще к элементарным мусорным бачкам не приучили, а вы уже о сортировке мусора мечтаете. Это же другой уровень цивилизации!»
Следующая, июльская публикация «Экологии города» называлась «Мусорная диверсия» и как раз была посвящена несанкционированным свалкам и стихийным помойкам на территории города.
«Во всех грехах вы обвиняете дачников, — пишет Петр Иванович Воробьев, — но почему властям не поставить на выезде из дачных кооперативов простые контейнеры. Освобождать их надо только в сезон, да и то не чаще, чем раз в неделю. Неужели вы думаете, что дачники просто из вредности захламляют берега Ягорбы. У меня, к примеру, есть машина, и я стараюсь сложить мусор в пакеты и мешки, вывезти их в город и выбросить в контейнер возле своего дома. Но как быть тем, кто пешком или на автобусе добирается? Кто об этом подумал? В любом случае, первопричина этого позора — в бездействии властей».
«Я уже третий год работаю в фирме, занимающейся ремонтом квартир, зачастую с масштабной перепланировкой, — сообщил читатель, попросивший называть его Сашей. — Расширяем комнаты, сносим стены, пробиваем новые двери, ставим евроокна, сантехнику современную… Мусор после таких работ самосвалами вывозить можно. Но никто ни разу и не подумал вызвать спецтехнику. Самый простой способ — выгрузить хлам под покровом ночи в контейнер или около него. Но если его совсем уж горы, то «бугор» договаривается со знакомым водителем, не спрашивая, где он все это вывалит».
«Автомобили, автомобили буквально все заполонили…» — августовская подборка публикаций нашей рубрики была посвящена проблемам, связанным с тотальной автомобилизацией Череповца, что заметно ухудшает экологическую обстановку в городе. Особенно заинтересовал наших читателей опрос опытных автомобилистов, в котором они называют наиболее уязвимые транспортные места города. Многие из звонивших дополняли список таких мест. Предлагали, к примеру, поставить светофор на перекрестке проспекта Строителей и бульвара Доменщиков. Сетовали на то, что в городе под знаками «Остановка запрещена» сплошь и рядом возникают стихийные стоянки машин. Сожалели, что за годы финансового благополучия в городе так и не построили подземные пешеходные переходы на Красноармейской площади… Дескать, теперь, об этом можно только мечтать.
Безусловно, наши читатели заметили и усилия властей по решению транспортного ребуса. «Только слепые не могут видеть, сколько сейчас делается на дорогах города, — говорит Станислав Алексеевич, водитель с 30летним стажем. — Конечно, при масштабной реконструкции на развязках и перекрестках возникает множество неудобств. Но что хотелось бы отметить: ремонты и строительство новых дорог до сих пор завершались точно в намеченный срок. Однако я очень боюсь, что финансовый кризис похоронит дальнейшие планы мэрии по транспортной логистике, и прежде всего по реконструкции Ягорбского моста, строительству объездной дороги вдоль набережной…»
А вот наш давний читатель Александр Васильевич выразил надежду, что кризис замедлит и безумные темпы автомобилизации. «Но уповать на это очень не стоит, — подчеркнул он. — Во всяком случае город должен быть готов к следующей волне транспортного бума. А она рано или поздно придет».
Сентябрьская статья «Автомобиль во дворе», посвященная проблемам парковок автомобилей во дворах и на платных стоянках, перспективам строительства в городе новых современных паркингов, тоже вызвала живой читательский интерес.
Как и ожидалось, здесь мнения череповчан разделились на диаметрально противоположные. Жильцы, не имеющие собственного автотранспорта, раздражены «автомобильной оккупацией» своих дворов и требуют от властей заставить автомобилистов оставлять машины на платных стоянках. Сами же автомобилисты считают, что если очистить дворы от всяких там площадок для выбивания ковров, «лишних» газонов и «бездействующих детских площадок», то во дворах стало бы просторнее. Впрочем, многие соглашались с тем, что к каждому дому надо подходить персонально.
«Почему же первый в городе многоярусный паркинг построили на окраине Зашекснинского района, где свободной земли много, а не в Индустриальном, где техникой в буквальном смысле забаррикадировали все дворы? — спрашивает пенсионер Андрей Павлович. — Вы скажете, нет места. Вот в этом позвольте усомниться. Под «Наутилус» на Московском проспекте место нашли, под «Пеньпнем» — нашли, под «дворец» для налоговой инспекции — нашли…»
А металлург Андрей Коровин обращает внимание на то, что паркинги должны строиться и у проходных крупных предприятий. «Я не говорю, что это обязанность бизнеса, — уточняет он, — но если мы претендуем на роль сталелитейной компании мирового уровня, то нужно равняться на мировые стандарты. А на Западе проблема парковки для персонала давно уже решена».
Интересует череповчан не только западный опыт. «Хотелось бы, чтобы в Череповце поддержали инициативу мэра Москвы Юрия Лужкова по стимулированию покупки малолитражных автомобилей (в столице владельцам «малышей» предоставляют талоны на бензин и право бесплатной парковки), — пишет частный предприниматель Анна Самойлова. — Ну откуда у нас эта страсть к мощным огромным джипам, которым в наших узких дворах точно места нет?»
«Когда деревья стали большими» — октябрьская подборка материалов, рассказывающая о современном озеленении города и проблемах, связанных с этой задачей. «С интересом узнала, что возможности посадить нормальные деревья у города есть, — говорит Галина Гордиенко, — что у нас в городе есть прекрасный питомник, где выращивают самые разные породы деревьев, такие, как айва японская, барбарис, вишня сахалинская, ирга, калина, магония, миндаль, береза бумажная, вяз шершавый, дуб красный, ива шаровидная, лиственница, орех маньчжурский, туя, ясень пенсильванский. Действительно, зеленые «сокровища»? Почему бы не использовать этот потенциал? Я сама готова купить саженцы, тем более что вы пишете — они доступные по цене, и высадить деревья в своем дворе».
А вот пенсионерка Татьяна Ивановна рассказывала нам, как она с невесткой и внуками принимала участие в акции по высадке деревьев в Зареченском районе. «Мы случайно туда попали, — говорит она, — но теперь шестилетний Артем каждый раз тащит меня к территории роддома, чтобы убедиться, что посаженное нами деревце прижилось. Так что подобные акции имеют огромное воспитательное значение. Я уверена, что и Артем, и восьмилетняя Яна никогда в своей жизни не сломают зря ни одной веточки».
«Наша задача — сделать город максимально удобным и красивым» — в беседе с главным архитектором города Александром Авсейковым, опубликованной в ноябре, говорилось об архитектурноландшафтных особенностях нашего города, программах реабилитации городской среды, позволяющих улучшить и комфорт, и внешний облик Череповца, об озеленении города и проблеме автомобильного бума, ставящей перед архитекторами непростые задачи. «В Череповце я живу с 1972 года. За это время наш город серьезно изменился в лучшую сторону, — говорит Николай Щекотуров, директор ФГУ «Череповецкий центр стандартизации, метрологии и сертификации. — Сегодня, на мой взгляд, нужно обратить внимание на зашекснинские кварталы. Вокруг Ледового дворца просторно. И хотелось бы видеть там новую архитектуру: оригинальные здания, индивидуальные дома, дома малой этажности. Заставлять его коробками спальных районов, мне кажется, не нужно. Их и без того достаточно. Если же говорить о старой части города, то главная проблема — дворы. Разбитый асфальт, вырубленные деревья, газоны и детские песочницы, заставленные машинами… Мы знаем, что городская Дума, мэрия реализуют программу реконструкции дворов, что в 2008 году объем работ выполнен огромный. И понимаем, что в 2009 году на эти цели будет меньше средств. Но лучше меньше, да лучше. Главное не останавливаться. Не забросить совсем реализацию этого плана».
А вот Евгений Коротков, генеральный директор ЗАО «Череповецкий фанерномебельный комбинат», заострил внимание на проблеме Северного района. «Конечно, трудно изменить архитектурный вид жилых зданий из силикатного кирпича и панелей времен социализма, — подчеркнул он, — но скажу о двух вещах. Северное шоссе — въезд в Череповец из Вологды — лицо города. А вид у зданий, которыми он весь уставлен, убогий. Мне непонятно, почему вообще разрешили строить там здания и сооружения, если нам, как ни крути, нужно расширять магистраль. Второе — есть такой исторически сложившийся центр Северного района: рынок. Тяжелое место, там большое количество зданий, транспорта, автобусных остановок, беспрерывные потоки людей. Надо бы реконструировать этот центр, продумать его перепланировку. Добавлю к сказанному, району не хватает спортивного комплекса, не типа «Алмаза» или Ледового дворца, куда люди хоккей ходят смотреть, а для занятий различными видами спорта. Не хватает крупного цивилизованного торгового центра и современного дворца культуры».
В прошлом веке все, что было связано с экологией, непременно ассоциировалось с промышленным загрязнением воздуха, воды и земли. Картина была чернобелой: с одной стороны хищники, то есть коптящие небо гиганты советской индустрии; с другой жертвы — природа и человек. Однако уже в наше время пришло понимание, что среда обитания в большой мере зависит от нас же самих, что мы сами можем влиять на городскую среду вокруг нас. Комфорт, безопасность, потребность в хорошем воздухе, воде, свободном пространстве, широких дорогах, парках, скверах, пляжах, системах утилизации бытового мусора — это и многое другое можно обеспечить только при двух условиях: при целенаправленной и систематической работе властей и поддержке населения. Отклики, которые получила газета на публикации под рубрикой «Экология города», однозначно говорят о том, что череповчане неравнодушны к состоянию «среды обитания» в родном городе и его окрестностях. Спасибо всем, кто откликнулся на наши публикации. Ждем от вас новых предложений, мнений, пожеланий.
Сергей Бегляк, Татьяна Ковачева
№241(22904)
22.12.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →