22 декабря 2008 года. 08:49

Город, в котором я живу…

Красивый, чистый, зеленый, удобный — таким хотят видеть Череповец наши читатели
С марта газета «Речь» совместно с комитетом информации, печати, телерадиовещания области осущес­твляет проект «Экология города». Ежемесячные выпуски под этой рубрикой были по­священы недостаточному озеленению города, незаконным вырубкам зеленых насаждений, плохому состоянию немногочисленных парков, скверов и зеленых зон; городской свалке бытовых отходов, выработавшей свой ресурс, и необходимости строительства нового мусорного полигона; безуспешной борьбе властей с несанкционированными свалками и стихийными помойками; усилиям мэрии в предотвращении автомобильных заторов на дорогах города. Поднимались на газетных полосах под рубрикой «Экология города» острейшие темы автомобильных парковок и благоустройства дворов… Эти и другие вопросы город­ской среды комментировали депутаты и чиновники.

Но все это время в редакцию поступали и отклики наших неравнодушных читателей. Первая волна писем и звонков пришла уже в ответ на статью «Парковки вместо парков и свалки вместо берегов», опубликованную в марте. Наиболее интересные из читательских пожеланий и предложений мы опубликовали в апреле в подборке, озаглавленной «Нет ни клочка земли, где можно отдохнуть от бетона». Однако и после этого интерес череповчан к темам, поднимаемым в нашей рубрике, не угас. На протяжении восьми месяцев мы получали ваши письма, выслушивали ваши мнения по проблемам экологии и благоустройства городской среды.

«Судьба сквера» — так называлась статья, затрагивающая вопрос вырубки в городе деревьев, на вид вполне здоровых. Причем сразу следует отметить, что не все горожане однозначно были против. «Раньше мы жили на пятом этаже, и я привыкла к своей хоть и небольшой, но солнечной комнате, — рассказывала пенсионерка Антонина Васильевна. — После размена мы переехали на улицу Краснодонцев. Наш двор сильно затенен старыми тополями. И солнечный свет сквозь них теперь мы не видим совсем. Даже в ясные дни в нашей комнате на втором этаже полумрак и сырость. Будь моя воля, я бы эти тополя обрезала беспощадно, как это сделали, к примеру, в Комсомольском парке или на стадионе «Металлург».

Однако большинство читателей встревожено невероятно высокими темпами вырубки деревьев в городе. «Прочитал опубликованную в «Речи» статистику и ужаснулся, — говорит отставной офицер, а ныне таксист Николай Непомнящий. — Оказывается, за один только прошлый год в Череповце на вполне законных основаниях вырублено более двух тысяч деревьев. И еще около сотни уничтожено незаконно. А вместо этого высадили 200 прутиков, уповая на инициативу предприятий и частных лиц, типа «Родил ребенка — посади дерево». Но во­первых, на частной инициативе далеко не уедешь. Во­вторых же, пока в нашем городе не станет законом высадка семи молодых деревьев вместо одного вырубленного (так в советские времена делали в Академгородке Новосибирска, а сейчас — в эстонском Тарту), город наш и дальше будет сереть асфальтом и бетоном, а не зеленеть».

Примечательно, что больше всего страдают от отсутствия зеленых зон жители новостроек. «Когда я бываю в центре, в старых благоустроенных микрорай­онах, я откровенно завидую их жителям, — говорит череповецкая писательница Галина Гордиенко. — Там город похож на город, а здесь за Шексной, в новостройках, куда мы не так давно переехали с семьей, пустынные улицы. В лучшем случае у нового дома на газоне воткнуты прутики, которые через месяц засыхают. И никто, кстати, даже не пытается их пересадить, ухаживать за деревцами. В нашем микрорайоне на Шекснинском проспекте, если посмотреть, одно из трех­четырех деревцов живое, а все остальное — высохшие палки. Обидно, вокруг леса, а в микрорайоне — пустыня. Да и другие улицы не лучше. Вдоль Ленинградской есть газоны, но на них ни одного дерева. На разделительном газоне Октябрьского проспекта деревья только сразу за мостом. Поднимаешься выше — та же унылая картина. На мой взгляд, при застройке Зашекснинского района не была продумана схема создания малых скверов, в которых так нуждаются жители района. А потом, зачем нужно было уничтожать леса при возведении новых домов? Я разговаривала со строителями, спрашивала, почему они так безжалостно выкорчевывают целые куски леса. Мне сказали, что их нельзя оставлять, потому что деревья будут больными: лес — это одно, а городские насаждения — совсем другое. Странно, почему же тогда на Западе, к примеру в Германии, стараются сохранить каждое дерево. Строят дома и тут же изгороди для того, чтобы не повредить растущее рядом одно­два дерева. Чуть ли не в коробку их «запечатывают», не дай бог повредить… »

Опубликованная в июне статья «Отбросы общества» взволновала преимущественно жителей района. В ней, напомню, мы рассказывали о состоянии дел на городской свалке бытовых отходов, давно выработавшей свой ресурс, и необходимости строительства нового мусорного полигона на территории Череповецкого района.

«Ну что за невезуха, — возмущается Елена Васильевна, — стоило нам с мужем осуществить свою давнюю мечту: купить в Суде дачу и переехать туда, как тут же поползли эти тревожные слухи — сначала про строительство целлюлозного комбината, теперь про мусорный полигон. Ну зачем, зачем портить такую природу?! Сваливайте свои отходы непосредственно под городом, он и так у нас безнадежно загажен».

«Мне любопытно, на что рассчитывали чиновники, предлагавшие нам эту мусорную бомбу, — спрашивает житель Малечкино Юрий Тихомиров, — никто из моих соседей не согласится жить рядом со свалкой. Костьми ляжем, но не допустим такого соседства. И не надо нас прельщать какими­то деньгами. Не надо рассказывать сказки про белого бычка. Дескать, все отфильтруют, спрессуют, изолируют… Не верю! Если и выделят на это деньги, то разворуют. Если не разворуют, то кризис съест…»

Не убедил наших читателей призыв изменить менталитет и «мусорить по­европейски». «Вот вы написали, что в Швеции использованный заварочный пакетик с чаем разрывают на три части (этикетка с ниткой, маленький металлический зажим и сам пакетик — авт.) и сортируют по разным мусорным контейнерам — для бумаги, металла, пищевых отходов, — напомнил черепочанин Сергей Дорофеев, — так вот: нас никогда к этому не приучить. Хоть режь нас, хоть расстреливай, никогда нам такими педантами не стать. Оглянитесь вокруг: нас еще к элементарным мусорным бачкам не приучили, а вы уже о сортировке мусора мечтаете. Это же другой уровень цивилизации!»

Следующая, июльская публикация «Экологии города» называлась «Мусорная диверсия» и как раз была посвящена несанкционированным свалкам и стихийным помойкам на территории города.

«Во всех грехах вы обвиняете дачников, — пишет Петр Иванович Воробьев, — но почему властям не поставить на выезде из дачных кооперативов простые контейнеры. Освобождать их надо только в сезон, да и то не чаще, чем раз в неделю. Неужели вы думаете, что дачники просто из вредности захламляют берега Ягорбы. У меня, к примеру, есть машина, и я стараюсь сложить мусор в пакеты и мешки, вывезти их в город и выбросить в контейнер возле своего дома. Но как быть тем, кто пешком или на автобусе добирается? Кто об этом подумал? В любом случае, первопричина этого позора — в бездействии властей».

«Я уже третий год работаю в фирме, занимающейся ремонтом квартир, зачастую с масштабной перепланировкой, — сообщил читатель, попросивший называть его Сашей. — Расширяем комнаты, сносим стены, пробиваем новые двери, ставим евроокна, сантехнику современную… Мусор после таких работ самосвалами вывозить можно. Но никто ни разу и не подумал вызвать спецтехнику. Самый простой способ — выгрузить хлам под покровом ночи в контейнер или около него. Но если его совсем уж горы, то «бугор» договаривается со знакомым водителем, не спрашивая, где он все это вывалит».

«Автомобили, автомобили буквально все заполонили…» — августовская подборка публикаций нашей рубрики была посвящена проблемам, связанным с тотальной автомобилизацией Череповца, что заметно ухудшает экологическую обстановку в городе. Особенно заинтересовал наших читателей опрос опытных автомобилистов, в котором они называют наиболее уязвимые транспортные места города. Многие из звонивших дополняли список таких мест. Предлагали, к примеру, поставить светофор на перекрест­ке проспекта Строителей и бульвара Доменщиков. Сетовали на то, что в городе под знаками «Остановка запрещена» сплошь и рядом возникают стихийные стоянки машин. Сожалели, что за годы финансового благополучия в городе так и не построили подземные пешеходные переходы на Красноармейской площади… Дескать, теперь, об этом можно только мечтать.

Безусловно, наши читатели заметили и усилия властей по решению транспортного ребуса. «Только слепые не могут видеть, сколько сейчас делается на дорогах города, — говорит Станислав Алексеевич, водитель с 30­летним стажем. — Конечно, при масштабной реконструкции на развязках и перекрестках возникает множество неудобств. Но что хотелось бы отметить: ремонты и строительство новых дорог до сих пор завершались точно в намеченный срок. Однако я очень боюсь, что финансовый кризис похоронит дальнейшие планы мэрии по транспортной логистике, и прежде всего по реконструкции Ягорбского моста, строительству объездной дороги вдоль набережной…»

А вот наш давний читатель Александр Васильевич выразил надежду, что кризис замедлит и безумные темпы автомобилизации. «Но уповать на это очень не стоит, — подчеркнул он. — Во всяком случае город должен быть готов к следующей волне транспортного бума. А она рано или поздно придет».

Сентябрьская статья «Автомобиль во дворе», посвященная проблемам парковок автомобилей во дворах и на платных стоянках, перспективам строительства в городе новых современных паркингов, тоже вызвала живой читательский интерес.

Как и ожидалось, здесь мнения череповчан разделились на диаметрально противоположные. Жильцы, не имеющие соб­ственного автотранспорта, раздражены «автомобильной оккупацией» своих дворов и требуют от властей заставить автомобилистов оставлять машины на платных стоянках. Сами же автомобилисты считают, что если очистить дворы от всяких там площадок для выбивания ковров, «лишних» газонов и «бездействующих детских площадок», то во дворах стало бы просторнее. Впрочем, многие соглашались с тем, что к каждому дому надо подходить персонально.

«Почему же первый в городе многоярусный паркинг построили на окраине Зашекснинского района, где свободной земли много, а не в Индустриальном, где техникой в буквальном смысле забаррикадировали все дворы? — спрашивает пенсионер Андрей Павлович. — Вы скажете, нет места. Вот в этом позвольте усомниться. Под «Наутилус» на Московском проспекте место нашли, под «Пень­пнем» — нашли, под «дворец» для налоговой инспекции — нашли…»

А металлург Андрей Коровин обращает внимание на то, что паркинги должны строиться и у проходных крупных предприятий. «Я не говорю, что это обязанность бизнеса, — уточняет он, — но если мы претендуем на роль сталелитейной компании мирового уровня, то нужно равняться на мировые стандарты. А на Западе проблема парковки для персонала давно уже решена».

Интересует череповчан не только западный опыт. «Хотелось бы, чтобы в Череповце поддержали инициативу мэра Москвы Юрия Лужкова по стимулированию покупки малолитражных автомобилей (в столице владельцам «малышей» предоставляют талоны на бензин и право бесплатной парковки), — пишет частный предприниматель Анна Самойлова. — Ну откуда у нас эта страсть к мощным огромным джипам, которым в наших узких дворах точно места нет?»

«Когда деревья стали большими» — октябрьская подборка материалов, рассказывающая о современном озеленении города и проблемах, связанных с этой задачей. «С интересом узнала, что возможности посадить нормальные деревья у города есть, — говорит Галина Гордиенко, — что у нас в городе есть прекрасный питомник, где выращивают самые разные породы деревьев, такие, как айва японская, барбарис, вишня сахалин­ская, ирга, калина, магония, миндаль, береза бумажная, вяз шершавый, дуб красный, ива шаровидная, лиственница, орех маньчжурский, туя, ясень пенсильванский. Действительно, зеленые «сокровища»? Почему бы не использовать этот потенциал? Я сама готова купить саженцы, тем более что вы пишете — они доступные по цене, и высадить деревья в своем дворе».

А вот пенсионерка Татьяна Ивановна рассказывала нам, как она с невесткой и внуками принимала участие в акции по высадке деревьев в Зареченском районе. «Мы случайно туда попали, — говорит она, — но теперь шестилетний Артем каждый раз тащит меня к территории роддома, чтобы убедиться, что посаженное нами деревце прижилось. Так что подобные акции имеют огромное воспитательное значение. Я уверена, что и Артем, и восьмилетняя Яна никогда в своей жизни не сломают зря ни одной веточки».

«Наша задача — сделать город максимально удобным и красивым» — в беседе с главным архитектором города Александром Авсейковым, опубликованной в ноябре, говорилось об архитектурно­ландшафтных особенностях нашего города, программах реабилитации городской среды, позволяющих улучшить и комфорт, и внешний облик Череповца, об озеленении города и проблеме автомобильного бума, ставящей перед архитекторами непростые задачи. «В Череповце я живу с 1972 года. За это время наш город серьезно изменился в лучшую сторону, — говорит Николай Щекотуров, директор ФГУ «Череповецкий центр стандартизации, метрологии и сертификации. — Сегодня, на мой взгляд, нужно обратить внимание на зашекснинские кварталы. Вокруг Ледового дворца просторно. И хотелось бы видеть там новую архитектуру: оригинальные здания, индивидуальные дома, дома малой этажно­сти. Заставлять его коробками спальных районов, мне кажется, не нужно. Их и без того достаточно. Если же говорить о старой части города, то главная проблема — дворы. Разбитый асфальт, вырубленные деревья, газоны и детские песочницы, заставленные машинами… Мы знаем, что городская Дума, мэрия реализуют программу реконструкции дворов, что в 2008 году объем работ выполнен огромный. И понимаем, что в 2009 году на эти цели будет меньше средств. Но лучше меньше, да лучше. Главное не останавливаться. Не забросить совсем реализацию этого плана».

А вот Евгений Коротков, генеральный директор ЗАО «Череповецкий фанерно­мебельный комбинат», заострил внимание на проблеме Северного района. «Конечно, трудно изменить архитектурный вид жилых зданий из силикатного кирпича и панелей времен социализма, — подчеркнул он, — но скажу о двух вещах. Северное шоссе — въезд в Череповец из Вологды — лицо города. А вид у зданий, которыми он весь уставлен, убогий. Мне непонятно, почему вообще разрешили строить там здания и сооружения, если нам, как ни крути, нужно расширять магистраль. Второе — есть такой исторически сложившийся центр Северного района: рынок. Тяжелое место, там большое количе­ство зданий, транспорта, автобусных остановок, беспрерывные потоки людей. Надо бы реконструировать этот центр, продумать его перепланировку. Добавлю к сказанному, району не хватает спортивного комплекса, не типа «Алмаза» или Ледового дворца, куда люди хоккей ходят смотреть, а для занятий различными видами спорта. Не хватает крупного цивилизованного торгового центра и современного дворца культуры».

В прошлом веке все, что было связано с экологией, непременно ассоциировалось с промышленным загрязнением воздуха, воды и земли. Картина была черно­белой: с одной стороны хищники, то есть коптящие небо гиганты советской индуст­рии; с другой жертвы — природа и человек. Однако уже в наше время пришло понимание, что среда обитания в большой мере зависит от нас же самих, что мы сами можем влиять на городскую среду вокруг нас. Комфорт, безопасность, потребность в хорошем воздухе, воде, свободном пространстве, широких дорогах, парках, скверах, пляжах, системах утилизации бытового мусора — это и многое другое можно обеспечить только при двух условиях: при целенаправленной и систематической работе властей и поддержке населения. Отклики, которые получила газета на публикации под рубрикой «Экология города», однозначно говорят о том, что череповчане неравнодушны к состоянию «среды обитания» в родном городе и его окрестностях. Спасибо всем, кто откликнулся на наши публикации. Ждем от вас новых предложений, мнений, пожеланий.

Сергей Бегляк, Татьяна Ковачева
№241(22904)
22.12.2008

Источник: Газета «Речь»