19 декабря 2008 года. 13:59

Права ребенка

Каковы они и почему необходимо их соблюдать?
Соблюдение прав ребенка, начиная с самого раннего возраста, очень важно. Без этого невозможно уважение растущего человека, а значит, и его развитие, воспитание в нем ответственности — в противовес социальной беспомощности. Что же такое право? Какие права имеет ребенок? Что значит соблюдать их?

Права ребенка (человека до 18 лет) — это свобода самостоятельно или при поддержке родителей удовлетворять свои потребно­сти; это равенство возможностей вне зависимости от каких­либо особенностей: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имуще­ственного или иного положения.

— Какие права есть у детей? — спросили мы горожан. Ответы были такими:

— Бесплатно учиться в школе. И желательно, чтобы они бесплатно питались в школе.

— Право самостоятельно принимать решения, делать какие­то выводы. Право на свободу.

— У ребенка должны быть все права, как у любого человека.

— На образование. На занятия спортом. На дет­ство…

Комментирует врач­психотерапевт службы «Восхождение» Борис ЕРШОВ:

— В современном обществе родители о правах ребенка в основном не задумываются. Почему? Потому что жизнь стала очень защищенной: у нас имеются квартиры, горячая и холодная вода, продукты в магазине. В итоге все обязанности по дому родители, в общем­то, могут выполнять сами. И у детей остается одна функция — учеба. Но дело в том, что, когда подростку все время говорят «Только учись!» — дети абсолютно не учатся. А в тех семьях, где подростки знают о своих правах, о том, что им важно учиться, важно позаботиться о семье, что они отвечают за это; они отстаивают какие­то свои позиции, могут беседовать с родителями, — в таких семьях все течет гармонично.

К слову, права детей записаны в Конвенции о правах ребенка. Например, ребенок имеет право на жизнь, право на родительскую заботу.

Продолжает Ирина ВИКУЛОВА, психолог службы «Восхождение»:

— Есть базовые права у каждого человека. Это права на территорию, на собственность, на безопасность. Есть неотъемлемые права — на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность. Об этом многие взрослые знают. Но есть и такие права, которые не воспринимаются родителями как право и даже вызывают удивление: «Неужели такое право есть?» Это, например, право на ошибку. Право изменить свое мнение. Право на выбор. Право на осознанное принятие решения. Право сказать «нет» — или согласиться.

Есть, конечно, родители, которые соблюдают права детей. Но подчас мамы и папы забирают часть прав своего ребенка — из серии: «Мама лучше знает, что ребенку надо». Или позиция бывает еще более жесткой: «Вырастешь — и скажешь свое веское слово. А так — твой номер 16­й, твое место под лавкой».

Вся беда в том, что в этом случае ребенок никогда не научится высказывать свое мнение, да и иметь его не будет. Бывает и наоборот: мамы и папы считают ребенка главным в семье и пляшут под его дудку.

— Родители отдают часть прав своим детям, — продолжает Ирина Викулова. — Жертвуют своими интересами ради детей. Что происходит в этом случае? Дети начинают меньше уважать родителей. Чувствуют безграничность своих прав и вырастают деспотами.

В общении с детьми (как и вообще в жизни) важно уметь правильно расставить границы — на что я имею право, на что — ты. И научиться жить, не нарушая прав других. Это и называется взаимным уважением.

Вот типичная для некоторых семей ситуация: все решили куда­то ехать; а ребенок узнает об этом последним. Здесь было нарушено право выбора, право на собственное мнение. А именно родитель должен быть гарантом соблюдения прав — так же, как президент страны гарантирует исполнение Конституции. Главное — уметь договариваться. Все договоренности лучше закреплять на бумаге — и соблюдать эту семейную конституцию.

Помните, мы спросили взрослых — какие права есть у детей? А теперь зададим этот же вопрос самим детям:

— Какие права у вас есть?

— Я считаю, что мы уже сформированные личности и можем высказывать свои мнения по волнующим нас вопросам.

— Мы имеем право на свободное хождение по школе. Делать домашние задания без сопровождения учителя или воспитателя.

— Если тебе подарили на день рождения деньги — потратить их, как хочешь.

— Право на жизнь. Право на получение образования.

— Право на образование — это самое главное право в жизни.

Так ответили ученики старших и средних классов. А вот мнения тех, кто помладше:

— Учиться!

— Отдыхать!

— Веселиться!

К сожалению, права ребенка нарушают не только родители, но и педагоги. Вот лишь одна ситуация.

— Дочь ярко покрасила прядь волос, — рассказывала мама старшеклас­с­­ницы, — и учительница при всем классе назвала ее проституткой. Я считаю, что это грубое нарушение прав ребенка. Что можно здесь предпринять?

— Замалчивать эту ситуацию, делать вид, что ничего не произошло, не стоит, — говорит психолог службы «Восхождение» Зоя Кудряшова, руководитель проекта «Ребенок дома и на улице». — Потому что никто не знает, как это может отразиться на ребенке. Но если сейчас, при нарушении прав, ребенок сглотнул эту обиду, то, возможно, потом его права будут нарушаться снова и снова. Кроме того, человек, который нарушает права другого, не всегда знает о том, что он их нарушает. Поэтому имеет смысл маме или папе прийти к учителю — с девочкой или одним, как решат дома, в семье, — и поговорить. Здесь важно не перейти на эмоциональный уровень — на обвинения и т. п. И возможно, учитель согласится принести личные извинения подростку.

Права детей — это во­прос, о котором в школе № 8 говорят и думают часто. И создают все условия для изучения школьниками права, причем с первых классов. А дети здесь активные и любознательные. Послушаем их.

Ева:

— В нашем классе обсуждали право человека на жизнь. Мы ставили инсценировки — например, про Колобка. Волк говорит ему (как и в сказке): «Колобок, колобок, я тебя съем». А Колобок отвечает: «Каждое живое существо имеет право на жизнь».

Так изучают права малыши. А старшие познают права по­взрослому. В первую очередь на уроках обществоведения. Кроме того, в старших классах появился специальный курс — «основы права».

Яна:

— Мы работаем в системе «КонсультантПлюс». Сначала сдали экзамены на право пользования ею, и теперь нам дают задание найти какую­то статью, закон — и мы с этими документами работаем.

Евгения:

— У нас был свой школьный Час суда. Мы обсуждали ситуацию: один молодой человек поджег дом. И мы должны были вынести ему приговор. Несколько уроков мы готовились к этой инсценировке, в итоге было очень интересно и полезно.

Яна:

— Когда подросткам продают алкоголь, сигареты, — это нарушение наших прав: нам не имеют права продавать такую продукцию до 18 лет, чтобы не нарушать наше здоровье. Продавец не прав, но и подросток не прав: он тоже нарушает закон.

Каждый год ученики школы № 8 выезжают в Рощино, где устраивают правовые игры. Практика — хорошая тренировка для жизни. Поэтому высказать свое мнение и задуматься над тем, где их права нарушают, эти ребята могут.

Пожелаем и всем ребятам города знать свои права и уметь их отстаивать. А взрослым — быть гарантами этих прав.

Резюме. Вам и вашему ребенку полезно ознакомиться с правами, основные из которых прописаны во Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка.

При составлении семейного договора полезно учитывать и прописывать права детей.

Гарантом соблюдения прав является ини­циатор договора.

При нарушении прав человек становится беспомощным.

Ответственность у ребенка является след­ствием умения отстаивать свои права, не нарушая права других людей.

Использованы материалы передачи «Территория детства» (совмест­ный проект программы «Дорога к дому», ТС «Канал 12» и газеты «Речь»).

Ирина Ромина
№239(22902)
18.12.2008

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

1500 квадратных метров охватило пламя на лесопильном предприятии в посёлке Новатор

С огнём всю ночь боролись более пяти десятков человек

Последнее в рубрике

Проехать в парк Мира на автомобиле всё лето можно только со стороны Ботанического сада

Участок улицы Бурмагиных рядом с Лазаревской церковью перекрыт для движения транспорта на срок до конца ноября