19 декабря 2008 года. 13:59

Запишите меня в «средний класс»

«Нет, вы мне объясните, — кипятился работающий пенсионер Александр Васильевич, — кого нынче относят к среднему классу, который Cурков (зам. главы администрации президента — авт.) призвал защищать от кризиса в первую очередь. При коммунистах все ясно было: стоишь у станка — значит, пролетарий, у сохи — крестьянин, книжки пишешь — интеллигенция гнилая… А сейчас вот заявили, что средний класс стал гегемоном. Так поясните сначала, кто в него входит… Вот я пенсионер. По статусу должен быть бедным. Но у меня есть семья, квартира, дача, машина… Так можно или нет считать меня середняком­гегемоном?»
Попытки узнать что­либо о некоей загадочной субстанции, именуемой средним классом, предпринимаются в России с тех самых пор, как Борис Ельцин объявил создание среднего класса одной из приоритетных задач государства. Предполагалось, что эта прослойка станет опорой действовавшей власти и обеспечит «неотвратимость реформ». Критериев, по которым тот или иной гражданин может или не может быть отнесен к среднему классу, создано уже немало. Это, например, обладание определенным набором собственности; возможность, проживая в России, потреблять услуги по европейским стандартам; самоощущение. Правда, последний критерий редко когда в России совпадает с реальностью. «Народ у нас непритязательный: купил новый холодильник или подержанную иномарку и уже считает, что у него все в порядке, — говорит директор Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) Вячеслав Бобков, — так что, если учитывать мнение самих граждан, получится, что средний класс у нас довольно многочисленный. К сожалению, это далеко не так, ибо объективные критерии следующие: в столице «середняк» зарабатывает от 35 до 70 тысяч рублей в месяц на каждого члена семьи; откладывает от 5 % до 30 % дохода; у него есть отдельная квартира, оборудованная всеми необходимыми техническими средствами; есть дача или коттедж; ежегодно он отдыхает за границей либо в доме отдыха; передвигается исключительно на автомобиле…» Провинциальный «середняк», по мнению эксперта, живет намного скромнее: чтобы считаться представителем среднего класса, довольно иметь доходы от 12 до 27 тысяч на каждого члена семьи, откладывать на черный день от 7 до 65 тысяч в год, иметь квартиру, машину, дачу.

Вот и прикидывайте, дорогие читатели, кто — середняк, а кто бедняк или богач. Хотя даже с этими, чисто материальными, ориентирами найти свою нишу не всегда легко. Вот, скажем, я. По провинциальным меркам мои доходы пока вписываются в «золотую середину» (хотя кризис их уменьшает буквально на глазах). Есть квартира, машина; отдыхаю каждый год за границей. Это с одной стороны. А с другой — дачи нет, квартира однокомнатная, автомобиль малолитражный, а заграница — Белоруссия.

Поэтому обратимся лучше к первоисточнику, узнаем, кого имел в виду сам Владислав Сурков. «Собственники обычного жилья, скромных автомобилей, небольших компаний. Врачи, преподаватели и офицеры. Квалифицированные рабочие. Сельские специалисты. Государственные служащие. Офисные работники, — перечислил кремлевский стратег. — Их настроения, пристрастия, тревоги и надежды определили лицо эпохи. Их интересы стали целью политики последних лет. Их трудом, их знаниями и энергией обеспечены экономический рост, общественная стабильность, военные победы. Деятельный патриотизм, политические, эстетиче­ские и ценностные предпочтения именно этих людей формируют современную культуру России, наш образ жизни, нашу демократию. Они соль земли. Золотая середина, сердцевина общества. Им Россия обязана своими успехами…»

Слезу пробивает. Сразу хочется записать себя в средний класс, приобщиться к великому. Тем более, что Сурков провозгласил основной задачей государства в период спада — сохранение среднего класса, его защиту от «идущей с Запада волны оскудения и растерянности». «Спасти гегемона! — кинул клич чиновник администрации президента. — Помочь среднему классу пережить следующий год без серьезного ущерба! Поддержать уровень занятости и потребления!»

Запишите, запишите меня в «средний класс». Я тоже хочу быть спасенным.

Сергей Бегляк
№239(22902)
18.12.2008

Источник: Газета «Речь»