12 декабря 2008 года. 08:38

Уникальная транспортная схема

легла в основу концепции развитии Зашекснинского района, разработанной петербургскими архитекторами
Стоянки машин не около торговых центров, а под ними, отсутствие автомобильных «карманов» во дворах и проезды шириной не менее восьми метров — эти и другие идеи представили на суд местных властей и общественности специалисты петербургского проектного института, разработавшие проект планировки Зашекснин­ского района. Его презентация состоялась в мэрии. Если проект утвердят, любое строительство будет идти строго в его рамках, и рамки эти окажутся принципиально иными, нежели те, что действуют сейчас в Череповце.

Главное новшество, на котором сделали особый акцент специалисты ОАО «НИИПГрадостроитель­ства» (ранее этот институт был известен как «Лен­НИИПГрадостроительства», именно его сотрудники разрабатывали проекты застройки практически всего Череповца), — уникальная даже в масштабах страны транспортная схема развивающегося района. При работе над проектом планировки архитекторы отошли от обычных стандартов: вместо норматива в 160 машин на 1000 человек был взят норматив в 330 автомобилей на 1000 жителей, что и предопределило многие решения.

Так, проект предполагает существенные изменения в облике центральных улиц.

— Все офисы должны иметь собственные встроенные парковочные площади, — проведя лазерной указкой по чертежам, констатировал начальник архитектурно­проектной мастерской № 1 «НИИПГрадостроительства» Геннадий Буряков. — Это означает, что стоянки должны располагаться не рядом со зданиями, а под ними.

Собравшиеся в зале начали оживленно шептаться, а архитектор тем временем продолжил и рассказал, что предполагаются кардинальные изменения и в организации дворовых парковочных площадей. Проектировщики, работавшие в тесном сотрудничестве с городским управлением архитектуры и градостроительства, пришли к идее отказаться от парковочных «карманов» во дворах. Вместо них запланированы единые общие стоянки на въезде в микрорайон. Проще говоря, проект предусматривает минимальное количе­ство транспорта в самих дворах (это положительно скажется на экологии и безопасности жителей): большинство автомобилей будут оставаться на специальных открытых площадках еще при въезде в квартал. Эти площадки обещают организовывать в непосредственной близости от жилых массивов. Кроме того, все внутридворовые проезды должны быть шириной не менее восьми метров.

— Восьмиметровые проезды в самом дворе мы рассматриваем как временное место стоянки машин, — пояснил «Речи» уже после совещания Геннадий Буряков. То есть человек приехал на несколько часов и оставил машину непосредственно на проезжей части. Более длительное хранение будет возможно на площадках при въезде в микрорайон, которые заменят собой «карманы». На такой площадке, например, вместимостью 50 машин, можно будет оставлять автомобили на ночь или на несколько дней.

— Встроенные парковки в офисах не приведут к удорожанию строительства коммерческих объектов и не вызовут сопротивления со стороны бизнеса?

— Приведут. Но в Европе все так делают, и в больших городах России теперь тоже. Здесь вопрос в том, сколько стоит земля. Пока она у вас дешевая, но участки все равно будут дорожать. Инвестор, желающий построить здание, столкнется с вопросом: брать большой участок с учетом организации открытой парковки или купить значительно меньше земли при условии, что стоянка будет внутри самого здания. Как показывает опыт, второй вариант рано или позд­но окажется выгоднее. Тем более, что в Череповце с этим нет никаких технических во­просов, у вас ведь нет такой проблемы с грунтовыми водами, как у нас в Петербурге.

Новая концепция, по мнению ее авторов, позволит не только решить вопрос с хранением машин, но и развести поток автомобилей и пешеходов. Проект планировки предполагает, что между кварталами практически не будет сквозных проездов, то есть автомобили смогут заехать в каждый квартал только с главных улиц. Таким образом ликвидируются «транзитные» потоки транспорта между микрорайонами. Проектировщики обещают, что, если следовать их идеям, пешеход сможет пройти практически весь Зашекснинский район и при этом ему нужно будет пересечь лишь несколько ключевых дорог. Все остальное время он будет идти по зеленым зонам. Кстати, рядом с пешеходными дорожками впервые в Череповце предусмотрены дорожки велосипедные — это дань программе «Здоровый город».

Будущие жилые дома в Зашекснинском районе предполагается строить в основном высотой в 9 — 10 этажей. В обозначенных на чертежах «высотных точках» этажность может быть увеличена до 12 — 16 этажей. К высотным точкам относятся, например, ключевые перекрестки.

Помимо этого, в новом проекте планировки указано расположение возможных объектов общественного значения различных масштабов, нанесены все инженерные сети и даже проложена предполагаемая трамвайная линия, которая должна соединить Зашекснинский район через новый мост в створе ул. Архангельской с Заречьем.

— Очень важно, что мы успели закончить проект планировки до кризиса, — считает главный архитектор Череповца Александр Авсейков. — Теперь мы можем спокойно застраивать Зашекснинский район примерно до 2020 года. Кроме того, мы выполнили требования законодательства, которое говорит о том, что с 2010 года все земельные участки под строительство должны отводиться на основании генплана, правил землепользования и застройки и проекта планировки района. Теперь у нас есть все три необходимых документа. В соседних городах, кстати, ситуация с этим куда хуже. У нас же сегодня нет беспокойства по поводу застройки новых территорий.

Проект планировки пока был представлен в качестве концепции. Чтобы его утвердили окончательно, нужно еще организовать публичные слушания, которые пройдут после некоторых доработок. Мэр Олег Кувшинников, завершая совещание, призвал жителей города высказывать свое мнение по поводу того, как должен развиваться Зашекснинский район.

Андрей Ненастьев
№235(22398)
12.12.2008

Источник: Газета «Речь»