Испортил квартирный вопрос
«Дочь сказала мне, что я ей больше не нужна»
2 тысячи детей и свыше 13 тысяч женщин, гибнущих в стране каждый год от насилия в семье, — такова страшная статистика, собранная МВД. Но еще более сильное впечатление оставляют истории отдельных людей, ставших жертвами домашнего террора. И нельзя не испытывать уважение к тем из них, кто нашел в себе силы сопротивляться, отстаивать собственное достоинство, право считать свой дом своей крепостью, а не тюрьмой. Сегодняшняя «Семейная история» — об одной из таких женщин.
Эта история — точнее, трагедия — началась с квартиры. Разменяв трехкомнатную жилплощадь на «двушку» и комнату в коммуналке, Мария Николаевна осталась в двухкомнатной вместе с младшей дочерью, Женей. Комнату отдали старшей. Когда встал вопрос о приватизации квартиры, все документы было решено оформить на Евгению.
— После размена мне стало легче за квартиру платить, — вспоминает наша героиня. — Тогда Женя еще институт оканчивала, я вносила деньги за ее обучение. А поскольку тогда я уже осталась без мужа, детей приходилось одной поднимать. Денег лишних не было.
Вскоре в двухкомнатной квартире на Маяковского появился третий жилец — муж Жени. Чтобы дать возможность молодым пожить самостоятельно, да и самой отдохнуть от городского шума, Мария Николаевна, уже пенсионерка, стала проводить лето в деревне.
— Вот тутто и началось, — с печалью в голосе вспоминает собеседница. — Им, видимо, понравилось одним жить, и, когда я в последний раз вернулась из деревни, Женя мне так и заявила: «Возвращайся обратно, ты мне больше не нужна!» Мы тогда с ней крепко повздорили: такой уж у нее характер, взрывной. Она с самого детства такая была.
Мария Николаевна словно оправдывает свою дочь, хотя сейчас, по ее словам, уже вычеркнула Евгению из своей семьи. Но тому, что случилось дальше, не должно быть оправдания: Женя налетела на свою мать и начала избивать ее.
Ссора закончилась для Марии Николаевны в отделении милиции: туда она пришла, чтобы написать заявление об инциденте. Следователь направил ее на судебномедицинскую экспертизу.
— Тамто я и узнала про Центр помощи семье и детям и о том, что там есть такое отделение, помогающее женщинам в трудной ситуации, — вспоминает она. Впрочем, листовку с телефоном отделения Мария Николаевна достала из сумки гораздо позже, когда после второго избиения, в котором, кроме Жени, участвовала еще и мать ее мужа, оказалась в больнице с сотрясением мозга.
— Мне было страшно оставаться дома, хотя дочь с мужем к тому времени уже переехали на съемную квартиру, — вспоминает наша героиня. — Я просто каждого шороха боялась! Тогда я написала своей сестре в Северодвинск, попросила приехать и побыть со мной. Она сначала навещала меня в больнице, потом гостила у меня — около двух месяцев. Потом ей пришло время возвращаться домой, а я попрежнему боялась оставаться одна. И вот тогда я вспомнила про кризисное отделение и пришла сюда.
Мария Николаевна около двух месяцев прожила в стационаре центра — специально оборудованной квартире, куда помещают женщин, лишившихся крова. По ее словам, здесь она смогла успокоиться и вернуть себе душевное равновесие.
— Когда я пришла туда, то поблагодарила бога: здесь меня никто не найдет, не оскорбит и не унизит. Я много читала, беседовала с психологом. И когда вышла, почувствовала в себе новые душевные силы.
Силы понадобились нашей героине для того, чтобы выдержать еще один удар: дочь продала квартиру, собственницей которой являлась по итогам приватизации. Марии Николаевне, сохранившей право пожизненного проживания в квартире, отныне придется делить свой дом с чужими людьми.
— Я их боюсь, — признается она. — Хотя они воспитанные люди, и мне не сделали ничего плохого — эта история с Женей отняла у меня веру в людей. Оставаться в этой квартире я не хочу, а больше пойти мне некуда… Кроме того, до сих пор продолжаются суды, с помощью которых я надеюсь получить от Евгении компенсацию морального и материального ущерба, нанесенного моему здоровью. И здесь я не отступлю, пока не добьюсь правды.
Комментарий психолога.
Ольга СИНЬКИНА, психолог МУ «Центр социальной помощи семье и детям»:
— Мария Николаевна провела в нашем стационаре два с половиной месяца. С ее стороны это смелое решение: очень немногие из женщин, подвергшихся домашнему насилию, решаются оставить свою семью и поселиться в стационаре. За время работы службы — а это уже полтора года — стационар принял 20 клиентов, в то время как за помощью только в этом году к нам обращались около 500 женщин. Когда мы беседовали с ней, то для нее важнее всего было понять, почему любимая младшая дочь так с ней поступила. Для нас же главным было оказать ей психологическую поддержку, поддержать ее душевные силы. Очень приятно, что после выхода из стационара у Марии Николаевны появилось чувство спокойствия, уверенности. Мы продолжали сопровождать ее и после выхода из стационара: она попрежнему приходит в наш центр для юридических консультаций, мы беседуем здесь или по телефону.
Алена Андреева
№232(22395)
09.12.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →