3 декабря 2008 года. 08:04

Героические мамы и их особые дети

Чаепитие шло весело: не смолкали шутки и смех, чередовались поздравления именинников и концертные номера. Шумно обсуждались планы на ближайшее время: поехать в Устюжну, в зоопарк под Ярославлем… Клуб «Радуга» — мамы и дети — отмечал дни рождения тех, кто родился осенью. Этот клуб — объединение семей с детьми­инвалидами, или, как сейчас стали говорить, детьми с ограниченными возможностями.
И все­таки сначала я спросила Ирину Западнову, маму 18­летней Оксаны, не о бедах:

— Какие радости есть у вас в жизни?

— Если ночь прошла спокойно, дочь не кричала от боли — вот главная наша радость. А днем радость — наш клуб. Мы отмечаем праздники, как все люди, ездим, пожалуй, больше, чем многие здоровые (с транспортом нам помогают), хотя все наши дети неходячие. Радует младший сын: он во всем помогает Оксане. Муж, Эдуард Витальевич, главная моя опора: у нас в доме нет мужских и женских дел, а Оксана до семи лет просто на плечах папы росла!

Девушка перенесла шесть операций, однако вернуть ей возможность ходить врачи не смогли. Но в остальном Оксана стремится жить как обычный человек: сама обслуживает себя, в этом году окончила школу на «4» и «5». Училась дома — приходили учителя из школы № 15; сначала частенько забегали и одноклассники, но подрастали, интересы менялись — теперь встречи редки.

— Какие у тебя увлечения, Оксана?

— Книги читаю, музыку слушаю. Стихи писать пробовала. Люблю читать биографии известных людей, много думаю об этом. Сергей Есенин, например: жизнь у него была бурная, а какие стихи писал! Особенно мне нравятся «Собаке Качалова», «Маша — круглая сиротка». Поэмы наизусть учу…

Когда девочке было два года, врачи огорошили: «У вас будет не ребенок, а растение».

— Это же можно было сойти с ума, — с неостывшей болью вспоминает мама. — Мне 20 лет, что делать, куда бежать? Это сейчас говорят о таких детях, как­то помогают, что­то объясняют, а тогда… Господствовало мнение: инвалиды рождаются у алкоголиков. Помогла поддержка мужа, родных. И — неверие в диагноз: как это ребенок не будет ходить, мы же можем что­то сделать!

Они с мужем сделали больше, чем казалось возможным: Оксана может передвигаться, хотя и чуть­чуть; о школьных ее успехах я говорила.

Вы прочитали лишь одну из историй этого дружного клуба, объединяющего восемь семей. Возглавляет клуб Светлана Соколова, мама двоих детей. Дочка ее не встает уже много лет. У каждой семьи своя боль, но сильные (героические!) мамы не замкнулись с детьми в четырех стенах, они стремятся находить новые возможности для развития и как можно более полноценной жизни своих детей, которые передвигаться могут только на колясках.

Николай Кузнецов — студент ЧГУ, мама ежедневно возит его на лекции. А в свобдное время Коля пишет стихи, выпускает сборники, которые дарит друзьям. Дарья Калинина учится в школе на одни пятерки, пишет стихи. Юрий Балберин благодаря своему упорству и маминой поддержке танцует в инвалидной коляске, участвует в конкурсах в разных городах. Катя Лисенкова увлекается музыкой, Анна Милова вместе с мамой рукоделием.

Именно с них началось развитие иппотерапии (лечение с помощью лошадей) на базе усадьбы Гальских.

Мамы очень благодарны всем, кто их поддерживает. А о Маргарите Грушиной и депутате Наталии Рябовой говорят так: «Они просто жизнь вдохнули в наш клуб. Поездки, мероприятия, место для встреч… Создали фонд под­держки молодых инвалидов. Да все и не перечислишь!»

— О медицине говорить не будем, — сказали мамы. — И о государстве тоже не хочется. Первая существует как бы отдельно от нас, а второе с каждым новым законом ухудшает наше положение. Теперь столько инстанций выбегать надо, столько документов со­брать, каждый у нотариуса заверить (а это и время, и деньги!)… А ведь дома больной ребенок, которого не всегда можно оставить одного. Мы не сдали детей государству, но нам даже стаж не идет по уходу за ними.

Ирина Ромина
№229(22391)
03.12.2008

Источник: Газета «Речь»