3 декабря 2008 года. 08:04

Продукты есть. Но магазины и оптовики не могут договориться

Крупы и консервы стали пользоваться повышенной популярностью у череповчан: многие решают в связи с экономическими проблемами в стране создать для себя стратегические резервы продовольствия. В ряде магазинов соответствующие прилавки заметно обеднели. Впрочем, как утверждают предприниматели, виной тому не только повышающийся спрос на отдельные товары, но и осложнившиеся взаимоотношения с поставщиками, которые стали предъявлять куда более жесткие условия по оплате.
По словам владельцев торговых сетей, крупных проблем с поставками продовольствия нет, как нет и ажиотажного спроса со стороны покупателей, однако изменения в работе продовольственных магазинов, и весьма серьезные, присутствуют. В первую очередь они касаются схемы поставок продукции: если раньше отсрочка платежа на большинство товаров составляла примерно 30 дней, то теперь поставщики требуют деньги за свой товар раньше. Сетевики, в свою очередь, борются за увеличение этого срока, так как они тоже испытывают проблемы с оборотными средствами.

— Сейчас каждой организации приходится решать эти вопросы, — утверждает управляющий сетью универсамов «Пятерочка» Олег Платонов. — Схема простая: поставщикам перестали давать кредит, например, на сырье для производства. Соответ­ственно, денег у них не хватает, и они пытаются свои проблемы переключить на нас, чтобы получить сред­ства как можно быстрее. Критического характера этот процесс не носит, все поставки сохраняются в нужных объемах, но проблемы есть, и не только у нас, но и по всей России.

По мнению некоторых участников рынка, уменьшить количество товаров на полках магазинов может не только покупательский спрос, связанный с созданием семейных резервов продовольствия, но и внутренние проблемы самих сетей, связанные с возникновением «кассовых разрывов», когда на оплату товара всем поставщикам не хватает средств. В этих условиях сети могут идти различными путями, начиная с сокращения объемов закупок и заканчивая повышением цен.

— У нас возникла проблема с реализацией продукции, так как многие по­ставщики отказываются возить ее в торговые сети из­за неплатежей со стороны этих сетей, — рассказывает генеральный директор Череповецкого ликеро­водочного завода Юрий Злобин. — На сроки опла­ты в 30 — 40 дней теперь уже мало кто смотрит в этой системе. Мы пока продолжаем отгружать продукцию поставщикам, но растет дебиторская задолженность, мы сейчас вынуждены работать за счет оборотных средств. Возникла ситуация, когда торговые сети готовы брать только быстро покупаемые марки алкоголя, а то, что стоит на прилавке подольше, они брать отказываются.

— Поставщики сейчас пытаются выкрутить нам руки, у них не хватает денег, — объясняет директор ООО «Пищевик» Евгений Гоголицын. — Однако серьезных проблем с поставками пока нет. Кроме того, покупатели стали вести себя немного скромнее, часть клиентов у нас оттянули рекламой бытовой техники: люди сейчас предпочитают покупать плазменные телевизоры, но при этом экономить на питании. Мы прекрасно понимаем, что во всех этих проблемах есть и социальная составляющая, то есть не должно быть пустых прилавков, которые вызовут понятное недовольство у населения. У нас есть определенные внутренние резервы, запасы на складах, они помогут нам при необходимости.

Как утверждают предприниматели, существующие проблемы в большей степени затронут мелкие и средние торговые точки, у которых и в благоприятных условиях не было серьезных оборотных средств. В лучшем положении окажутся федеральные сетевики, так как они обладают значительными финансовыми ресурсами, а это позволит поддерживать поставки на должном уровне. В конечном итоге рынок может трансформироваться в сторону укрупнения, однако делать четкие прогнозы пока никто не берется.

Андрей Ненастьев
№229(22391)
03.12.2008

Источник: Газета «Речь»