1 декабря 2008 года. 09:35

Людям будущего Диоген «до фонаря»

В новом спектакле Транс­театра о слепых рассказывают «немые»
Замысел спектакля «Диоген в стране слепых» возник в голове художественного руководителя Транс­театра Александра Русанова во время прогулки по Афинам. Оказавшись на площади Синтагма, череповчанин увидел небольшой кабачок «Диоген» и задумался: «Мне подумалось, если образ Диогена до сих пор востребован в культуре и бизнесе, почему бы сегодня ему не гулять среди нас. Идеи, которые он проповедовал, — о простоте, бесхитростности, естественности отношений и поведения как у животных — в наш техно­кратический век вдвойне актуальны». Спустя три года после последней премьеры Транс­театр вновь радует поклонников новинкой. Премьера пантомимического спектакля прошла в Филармоническом зале в пятницу, повторные показы состоятся 30 ноября и 4 декабря.

Постановка начинается со сцены в раю, дарованного Диогену за всю его философию. Устав от безмолвия и покоя идеального мира и от скучной компании эфирных созданий в серебряных одеяниях, Диоген отыскивает в облаке прореху и сбегает домой на Землю. За долгое отсутствие родная планета немало изменилась — теперь она населена людьми, которые носят на глазах повязки, передвигаются с помощью собак­поводырей и вслепую охотятся на птиц. Кстати, тут на сцене появляется аналог знаменитого фонаря, с которым, согласно легенде, Диоген бродил по базарной площади по­среди дня в поисках человека.

«Сейчас идет тенденция человека максимально компьютеризировать — даже в его тело теперь микрочипы вживляют. Все это, безусловно, будет иметь свои послед­ствия. Человеческое мышление со временем будет заменяться микросхемами — ведь компьютер быстрее мыслит. И тогда человек превратится в слепого, то есть он совершенно не будет видеть того, что заложила в него природа, родители. Об этой слепоте к окружающему миру мы и говорим в спектакле», — рассказывает Александр Русанов.

По сюжету Диоген пытается подружиться со слепым населением, но его принимают за собаку­поводыря и набрасывают ошейник. В конце концов поводок удается сбросить, но поводырем Диоген остается по доброй воле — он снимает повязки с глаз людей и учит их видеть и восхищаться красотой. Слушатели не готовы воспринимать эти новые знания и устремляются на охоту. Стреляют в птиц, а стрелы рикошетом попадают в Диогена. В последней сцене мертвого философа навещают райские создания и забирают его обратно.

Весь этот густонаселенный спектакль несут на своих хрупких плечах четыре артистки Транс­театра: Татьяна Русанова, Анастасия Марашова, Евгения Соколова и Людмила Гуголева. Последняя играет Диогена. Спектакль пантомимический, а следовательно, безмолвный — исполнители общаются с публикой и между собой языком тела.

Сергей Виноградов
№227(22389)
01.12.2008

Источник: Газета «Речь»