28 ноября 2008 года. 08:37

Александр Авсейков: «Наша задача — сделать город максимально удобным и красивым»

Мы живем в густонаселенном, урбанизированном мире. И чем больше разрастается территория нашего города, чем плотнее становится его застройка, тем сильнее воздействует искусственная среда на природу и человека. Можно ли с помощью тех или иных архитектурных приемов, той или иной градостроительной стратегии уменьшить негативный эффект урбанизации? Исправимы ли ошибки советского прошлого, когда жилые кварталы строились впритык к промзоне? Об этом — беседа нашего корреспондента с главным архитектором города Александром Авсейковым.
— Александр Сергеевич, не секрет, что сегодняшние горожане расплачиваются своим здоровьем за градостроительные ошибки, совершенные 30 — 50 лет назад. Максимальная приближенность жилых кварталов к промзоне, строительство массивов новых районов, которые раньше называли спальными (вспомним фильм «Ирония судьбы»), экономия городского пространства на дворах, скверах, парковых зонах, дорогах и транспортных развязках… Считаете ли вы, что все эти типичные изъяны советской застройки присутствуют в Череповце? Или в Череповце есть все же какая­то особенность, «изюминка»?

— Если говорить о характерных особенностях советской застройки, то, конечно, в Череповце они присутствуют. Так же, как и в любом другом городе на территории России, на постсоветском пространстве. Это и индустриальное строительство, это и типовые серии домов, это и планировка улиц, и организация дворовых пространств. Сама система индустриализации, система стандартов, норм и правил давала единую типологию застройки. Конечно же, не очень хорошо, когда на проспекты выходят спальные районы. Шум, грязь, пыль — все эти издержки мы сегодня имеем. Досадно сталкиваться и с транспортной проблемой, которая в большей степени связана не с финансовыми возможностями города, а с тем, что по совет­ским нормам в Череповце предполагалось значительно меньшее количество автомобилей (сегодня у нас на 308 тысяч жителей 110 тысяч машин). Дворовые территории, которые 20 лет назад вполне устраивали жителей, тоже не соответствуют сегодняшним потребностям.

Но при этом должен сказать следующее: если сравнивать Череповец с другими аналогичными индустриальными городами, то Череповец построен, на мой взгляд, в лучших традициях советского градостроительства. Город более 20 лет проектировал Ленинградский НИИП градостроительства, где работали одни из лучших специалистов в СССР. Поэтому Череповец по­строен достаточно профессионально. Проспекты, жилые микрорайоны, скверы и парки гармонично и комплексно расположились по всей территории города. Вы говорите, мало скверов и парков. Но они есть. А какие у нас бульвары — проспект Победы, улица Сталеваров, бульвар Доменщиков, улица Архангельская — практически везде присутствует продуманная система озеленения и благоустройства. Жилые микрорайоны тоже достаточно просторны, с большими дворами — в старой части города, по крайней мере. Не переуплотнены.

С другой стороны, надо помнить, что в 60 — 80­е годы город строился чрезвычайно быстро, пропорционально развитию самого металлургического комбината. Тех темпов строительства (более 300 тысяч кв. метров в год) мы и сегодня еще не достигли, хотя уже вплотную приблизились (200 тыс. кв. метров). При этом нужно понимать, что именно индустриальный способ строительства позволял так динамично застраивать территории. В тех социально­экономических условиях это было огромным плюсом, затмевающим все те минусы, с которых мы начали наш разговор. Заслуга ленинградских архитекторов и череповецких строителей в том, что из простых типовых зданий и строений они создали выразительное композиционное пространство. Обратите внимание: Октябрьский мост. Как смотрится сочетание домов разной этажности — четырех­, пяти­, девятиэтажных, моста и двух высоток. Возьмите Ягорбский мост — там тоже доминируют высотки. Дальше, Заречье. Композиция объемно­пространственного решения создана из типовых строений. Город в результате не смотрится монотонным. С разных точек — разные виды. Есть и очень красивые места, есть и уникальные для города.

Однако мы живем в совершенно иное время — более динамичное и креативное. Огромные потоки информации, постоянно меняющаяся социально­экономическая ситуация приводят к тому, что сама жизнь постоянно и быстро меняется, соответственно меняется наше отношение к окружающему пространству. Меняется не только стиль, мода, но и вкус людей. Молодежь сегодня сотовые телефоны меняет раз в год, на новые машины люди пересаживаются через два­три года, не говоря об одежде. А здания­то прежние, и подспудно, психологически у многих есть желание их тоже поменять, обновить, переиначить… И пускай это когда­то был архитектурный шедевр, многие его плюсы воспринимаются сегодня как минусы. Все кажется серым, монотонным и безликим.

Хотя на самом деле такие строения, как училище искусств, «Алмаз», когда­то были гордостью череповчан. А Дворец металлургов?! Ветераны рассказывали, как трудно его строили в условиях, когда вся страна буксовала, какой подвиг совершили, чтобы это грандиозное здание было все­таки построено. Но вот парадокс: сегодня дворец смотрится заурядным, сильно в глаза и не бросается. Люди стали по­другому воспринимать архитектуру. Нам хочется больше цвета, больше оригинальности, больше возможностей для изменения окружающего пространства.

— В наше время в разных городах ошибки прошлого исправляют с той или иной степенью заинтересованности. В Прибалтике, к примеру, реализуются целые программы «реабилитации» городской среды, позволяющие качественно улучшить и комфорт, и внешний облик… А в Череповце стоит ли задача «обжить» безликое городское пространство, «очеловечить» его какими­то эстетическими средствами?

— Это одна из задач, которые мэр Олег Кувшинников поставил перед нами. Мы готовим предложения по концепции изменения архитектурно­художественного облика города. Это целый ряд направлений, начиная от цветового решения зданий и сооружений, фасадов, городского дизайна, малых архитектурных форм и благоустрой­ства и озеленения территорий. Кроме этого, на ближайшие семь­восемь лет разработан пакет основных крупных градостроительных направлений по улучшению комфортности проживания на всей территории города. В частности, проведен конкурс и подписан контракт на разработку транспортной схемы города; вносятся новые изменения в правила землепользования и застройки, где прописываются вопросы реконструкции дворов и территорий общего пользования (парков, скверов и т. д.).

Следующий наиважнейший вопрос — это реконструкция набережной. Ведь Череповец в исторической части выходит на две реки, а достойного речного фасада не имеет. На зашекснинском берегу есть тоже уникальная территория — от усадьбы Гальских до Октябрьского моста. Есть предложения инвесторов по ее обустройству, мы пока их рассматриваем. Здесь нам надо решить задачу плавного перехода от Октябрьского проспекта, современных кварталов к усадьбе Гальских. Усадьбе, которая имеет несомненную историко­культурную ценность. Здесь мы предполагаем разместить многофункциональный культурно­досуговый комплекс, который будет представлять собой многоцелевое благоустройство, разнообразные ландшафтные решения, устройство набережной зоны с организацией отдыха и досуга горожан. На этой территории будет минимальное присутствие строений для обслуживания. Ну а с правой стороны от Октябрьского моста пляж, Зеленая Роща, на обустройство которых тоже много желающих. Наша задача — создать единый ансамбль.

Еще одна интересная задача: реконструкция территории «хрущевок», прежде всего Индустриального района. Этим домам по 40 и более лет. Свой срок они изживают. По пути Москвы мы вряд ли пойдем (там их попросту сносят, расчищая место под новые дома), да и денег таких нет. Но у нас есть, пусть небольшой, опыт модернизации «хрущевок», есть архитектурные предложения, как изменить, осовременить их внешний облик с капитальным ремонтом.

— А как же решать эту задачу в условиях кризиса?

— Действительно, ситуация в экономике сложная. В связи с этим отменены многие тематические направления, особенно по бюджету развития. Но мы не останавливаемся. Для примера, нашли такой выход. На днях по согласованию с мэром мы ездили в Вологодский технический университет и на уровне проректора по научной работе, заведующего кафедрой архитектуры проектирования, председателя Союза архитекторов России Вологодской области обсудили большой список тематического плана и выбрали около десятка концептуальных проектов, которые мы бы хотели видеть на территории Череповца. Договорились разработать их в рамках дипломного проектирования. В этом заинтересованы обе стороны. Студенты будут не абстрактно рисовать, а делать конкретную работу для города.

Например, давно витает идея создания пешеходной зоны на Советском проспекте, идея череповецкого Арбата. Пока транспортные проблемы не позволяют нам прямо сегодня перекрыть движение, но в принципе стремиться к этому надо, потому что это территория — самая посещаемая горожанами и одна из самых любимых.

К весне мы рассчитываем получить концептуальный проект. Обсудить его со всеми службами города, с хозяевами существующих зданий и земельных участков. Таким образом, малыми средствами, не тратя ни копейки из бюджета, мы комплексно, в едином архитектурно­художественном стиле сможем облагородить Советский проспект, вдохнуть в него новую жизнь. На этом участке можно апробировать все дизайнерские направления — от декоративного озеленения, цветовых решений, вечерней подсветки, праздничного оформления, элементов малых архитектурных форм и благоустройства… Весь спектр, всю палитру современного оформления городского пространства, удобного для жителей.

Впрочем, за минувший год в этом направлении очень много сделано. Дворец культуры «Строитель» состоит из четырех в разное время построенных зданий. А сейчас это единый комплекс, украшенный оригинальным памятником, — в народе его прозвали «глобус Череповца». А ведь сначала предлагали поставить монумент за огромнейшие деньги.

— В СССР, как известно, все были равны, все было одинаковым. Но сейчас, когда идет социальное расслоение общества, появляются дома для богатых с бельведерами (башенками) и непрестижные районы для бедных. Как вы считаете, процесс архитектурно­градостроительной «сегрегации» должен идти сам по себе, стихийно или все­таки под контролем городских властей?

— Я бы вообще не формулировал так во­прос, потому что он так не стоял и не стоит. Череповец, как любой другой город, имеет продуманную архитектурно­пространственную композицию и функциональную структуру. Есть территория для высотных зданий, есть территория для средней этажности, есть — для малоэтажного строительства. И если уж говорить о типологии зданий, то она строго соответствует зонированию, в том числе и функциональному. Но назвать это сегрегацией никак нельзя. Если у вас есть возможность, есть финансы построить себе коттедж, как вы говорите дом с бельведером, вы выбираете место, где у нас предусмотрена малоэтажная застройка. Если не так много средств, вы выбираете квартиру в многоэтажке. Но если говорить о социальном расслоении, то я, как человек, который недавно сюда приехал, смотрю со стороны и могу сказать, что в Череповце никакой социальной дифференциации нет. Я живу в большом многоэтажном доме на ул. Красной, где проживают разные люди. В одном подъезде я встречаю предпринимателей, работников бюджетной сферы, рабочих «Северстали», людей из администрации, из городской Думы — все живут в равных условиях в одном доме. И это хорошо, это нормально. Более того, меня радует доброжелательность людей. Постоянно вижу, как люди доброжелательны друг к другу, здороваются, общаются. Все тепло, по­человечески.

— По поводу степени озеленения Череповца существуют разные мнения. Если с высоты птичьего полета сравнивать наш город с Воркутой или Норильском, то он действительно предстанет оазисом. Если же посмотреть на него глазами жителей Костромы, Ярославля, Санкт­Петербурга, то покажется, что все вокруг нас закатано в асфальт и бетон. Что, на ваш взгляд, надо делать, чтобы у нас появилось больше мест для прогулок, отдыха на открытом воздухе?

— В Череповце достаточно много бульваров, улиц, скверов, где продумано все вплоть до дендрологии — отдельного дерева. Но в 90­е годы город, равно как и вся страна, переживал очень сложный период перехода к рыночной экономике. Тогда многие специализированные организации разваливались (к примеру, Горзеленстрой). Комплексный подход в вопросах озеленения на какое­то время прекратился. Это одна из причин существующей нынче проблемы неравномерного озеленения. Так, на мой взгляд, недостаточно зелени в Зашекснинском районе. Но если в целом говорить об архитектурном облике Череповца с точки зрения озеленения пространства, четко выверенной дендрологии, сочетания бульваров, зеленых массивов, проезжей части и жилых кварталов, то традиции есть. И их надо поддерживать, где надо — возрождать, улучшать. Мы готовим предложения по озеленению Зашекснинского района, отрезка Зареченского (от Архангельской до Олимпийской). Также необходима санитарная чистка отдельных скверов, парков, того же Соляного сада, по которому, кстати, готов рабочий проект реконструкции.

— Автомобильный бум ставит вопросы транспортной логистики в число первоочередных градостроительных задач России. Череповец в этом смысле не исключение. Машины оккупировали дворы, проезды, дороги… Каковы архитектурные рецепты лечения этой болезни нашего города?

— В Череповце это одна из серьезнейших проблем. Сегодня заложены мероприятия по строительству уличной дорожной сети, чтобы в будущем не повторить прежних ошибок, чтобы ликвидировать пробки, обустроить парковки. Но смотрите, что произошло: те транспортные кольца, которые предусматривались для транзита, успели застроить. Северное шоссе забито автосалонами, так называемые «красные линии» нарушены и расширить их уже невозможно. Понадобится нам, к примеру, построить в створе улицы Архангельской новый мост, а там уже сегодня не только старые постройки, но и новые появились.

За последний год в этом направлении делается огромный объем работы. Мэр лично возглавил рабочую группу по транспортной логистике. На регулярных заседаниях принято столько принципиальных решений, сколько раньше за десять лет не принимали — по расширению проезжей части улиц, по развязкам, по перекресткам, по светофорным объектам, по Ягорбскому мосту, по набережной, новому мосту через Шексну… Да что там говорить — вы сами почти каждый день об этом сообщаете в газете. Все решения по транспортным вопросам разрабатываются комплексно на заседаниях рабочей группы с учетом архитектурных, инженерных требований и других факторов, которые должны помочь снять транспортную проблему не только на время, но и для будущих поколений. Мы должны точно знать, где у нас будут транзитные развязки, где нельзя строить в рамках «красных линий»; должны определить прогноз увеличения грузовых и пассажирских потоков.

Ну и конечно, решаем вопрос парковок. В новых и недавно благоустроенных дворах, заметьте, такого автомобильного хаоса нет. Кроме того, в новых жилых районах, а в этом году мы завершаем проектирование более чем 1 млн кв. метров за Шексной, предусмотрен норматив: более 350 парковочных мест на 1000 жителей.

— Череповец с архитектурной точки зрения хоть и не уникальный город, но череповчане гордятся своими достопримечательностями — Октябрьским мостом, Соборной горкой с Воскресенским собором, «криулями»… Что еще, по­вашему, можно добавить в символический список «семи чудес Череповца»?

— Я думаю, этот список можно продолжить. Знаковые, символические объекты — и Дворец металлургов, и училище искусств, и ГДК «Аммофос», и Ледовый дворец. И конечно же, усадьба Гальских. А если говорить простыми словами, я уверен, для каждого череповчанина есть свое любимое здание, дом, в котором жил, двор, в котором играл в футбол. Наша задача — сделать город максимально удобным, красивым, чтобы список любимых мест в городе продолжался.

Татьяна Ковачева
№225(22388)
28.10.2008

Источник: Газета «Речь»