Детский мир в объективе фотоаппарата
В детском саду № 88 открыта выставка фоторабот Арсения Перминова. И ничего бы не было в этом удивительного, если бы не возраст автора. Возможно, это самый юный в городе фотохудожник, имеющий за плечами персональную выставку. Арсению Перминову 5 лет. Рост — 1 м 10 см (с табуретки достает спрятанный фотоаппарат), цвет глаз — карий (глазки очень внимательные и наблюдательные), по темпераменту — очень подвижный (чтобы повсюду успеть).
В детском саду № 88 открыта выставка фоторабот Арсения Перминова. И ничего бы не было в этом удивительного, если бы не возраст автора. Возможно, это самый юный в городе фотохудожник, имеющий за плечами персональную выставку. Арсению Перминову 5 лет. Рост — 1 м 10 см (с табуретки достает спрятанный фотоаппарат), цвет глаз — карий (глазки очень внимательные и наблюдательные), по темпераменту — очень подвижный (чтобы повсюду успеть).
— Я даже не заметила, — говорит бабушка Сени Светлана Алексеевна, — сам ли он увидел, какие кнопки надо нажимать, или кто-то показал ему, как пользоваться фотоаппаратом. Но вдруг начал фотографировать.
В общем-то, семья не слишком удивилась Сениному увлечению: дедушка Валера — фотограф-любитель, и, естественно, для Арсения фотоаппарат — любимая игрушка с младенчества. Еще даже не умел ходить, а «прицеливался» в объектив, как дедушка. Когда мама купила новенький фотоаппарат, где сразу видно картинку, Арсений тут же взял его в руки…
Особенно мальчик любит снимать на даче: вот бабочка спит на цветочке, вот горох рассыпан в тарелке, а вот сапожки стоят, устали после прогулки по лужам.
— Однажды пропалываю грядку, — вспоминает бабушка, — Сеня рядом помогает. И вдруг слышу: «Смотри, бабушка, какой кузнечик! Смотри, какие у него глаза, лапки!» И тут же сорвался за фотоаппаратом бежать и за дедушкой: сам-то насекомых побаивается. Дед пришел, сфотографировали они этого кузнечика — действительно, так он забавно лапки сложил вокруг травинки! Мы все этим снимком любовались.
Дед теперь учит внука разным техническим моментам — как лучше навести камеру и так далее. Вместе они рассматривают снимки и решают, какой удался, а какой удалить. Мама подумывает купить еще один фотоаппарат — чтобы у мальчика был свой.
С появлением в его жизни фотоаппарата Сеня стал больше наблюдать за происходящим вокруг него, за природой. Иногда он подмечает что-то интересное в общении родственников. Позирующих людей ему снимать не так интересно. Все, что встречается Арсению, помещается в огромный мир волшебного объектива. И удивительно, как много замечает маленький художник, насколько он наблюдателен и как необычен его мир — мир, который видит вокруг его доброе, чуткое сердечко.
комментарий психолога
Что дает новое увлечение ребенка семье
Елена Ливенцева, психолог МСПДМ «Восхождение» (программа «Дорога к дому»):
— Каждый родитель хочет вложиться в развитие своего ребенка. Мамы, папы и бабушки очень радуются, когда их чадо успешнее других учит стихи, поет, танцует, играет в футбол. И многие родители сегодня задают нам вопросы: а что делать дальше со способностями и возможностями своего ребенка? Опасаются, не застрянет ли ребенок в каком-то узком увлечении, не станет ли эгоистом, не зазнается ли, как будет относиться к трудным для него занятиям в будущем.
Ответить на эти и другие вопросы нам поможет пример Арсения.
Любое увлечение ребенка — это поле, в котором ребенок живет, общается, развивается, усваивает ценности и нормы общества. Задача родителей — увидеть в увлечении возможности для воспитания и развития своего малыша с перспективой на будущее.
Заинтересованность чем-либо, включенность дает много энергии для усвоения новых знаний и умений, научение идет легко, без суеты и усталости. Пример освоения фотоаппарата можно использовать и когда ребенку будет трудно что-либо даваться. Можно вспомнить вместе с ним, как ребенок научился делать снимки: как наблюдал за дедушкой, как сначала имитировал действия, как радовался любому снимку и никто не критиковал за неудачные. Этот опыт пригодится мальчику (и его семье!) во время школьной деятельности.
Опыт побед в одной области распространяется и на другие, казалось бы, не связанные между собой. Например, ребенок боится насекомых. Если идти традиционно, уговаривая ребенка не бояться, просить взять в руки, приводить примеры других — «смелых» — ровесников, то страхи обычно сохраняются, а иногда и усиливаются. А фотографировать бабочек, жуков — это уже совсем другое. И ребенок может быть даже благодарен жуку за чудесно проведенную фотосессию. Он как автор своего фото подмечает особенную красоту жука, и значит, уже не страх управляет ребенком, а маленький человек находит способы управления собственным поведением рядом с угрожающими объектами. Эта способность управления собой и умение обратиться за помощью (Арсений зовет дедушку) распространяется далее и на другие области.
Важно, что в любимой нами деятельности, где много радости и успехов, мы больше готовы договариваться и искать компромиссы. Так, сейчас Арсению хочется свой фотоаппарат. Он изучает возможности фотоаппаратов вообще, так как чем больше он продвинется в своем мастерстве, тем на более дорогой фотоаппарат он может рассчитывать. Но вначале нужно вложить себя!!! Пока не нарушены у ребенка отношения к себе и окружающему миру, есть большое поле для воспитания адекватности требований, целеустремленности, умений опираться на свои возможности, соизмерять собственные вложения и желаемую поддержку от окружающих. Именно в старшем дошкольном возрасте самое время говорить о гармонии любви и интереса к себе и возможности обогащать этот мир и приносить пользу окружающим. Здесь важно, чтобы ребенок осознавал и понимал, какую пользу он приносит семье и близкому окружению, занимаясь фотографией.
Например, через фотографирование Арсений учится быть внимательным, управлять своим временем и организовывать пространство вокруг себя: он может в семье отвечать за некоторые вещи, также ценить мамино время, участвовать в семейном бюджете (ведь ему важно, чтобы учитывались его запросы).
Мы желаем Арсению успехов в фотографии и во всех его начинаниях, чтобы деятельность приносила и удовольствие, и удовлетворение.
[11]
«Платон» ей друг...
№220(22383)
21.11.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →