20 ноября 2008 года. 14:45

Бизнес на азарте бессмертен?

Игорный бизнес запрещен, но дело его живет
Череповец повел себя жестко и принципиально, реализуя областной закон о полном запрете игорного бизнеса с 1 января 2008 года. Но бизнес не торопится сдавать позиции. Азарт принял другие формы. Вместо игровых автоматов в магазинах и на улицах города появились аппараты моментальной лотереи. А в бывших игорных клубах развернулись интернет-кафе, в которых также можно проиграть или выиграть деньги, хоть и по другой схеме. Власть же в борьбе с новой волной азарта столкнулась с трудностями. С какими? Об этом рассказала журналистам городских СМИ начальник управления городской экономики и торговли Елена Авдеева, проведя пресс-конференцию по просьбе мэра Олега Кувшинникова.

Найдите отличия

Елена Авдеева остановилась на двух направлениях, в которых стал развиваться игорный бизнес, ища лазейки в законе: это моментальная лотерея (автоматы в магазинах, на рынках и т. д.) и интернет-кафе (сейчас их на территории Череповца 35). Но прежде подчеркнула, что полномочия и законные основания бороться с бизнесом на азарте есть только у УВД.

— Сотрудники УВД вправе собирать материалы, подавать исковые заявления в суд с целью привлечения к административной ответственности. Но мы сотрудничаем с УВД и координируем все наши действия.

Итак, место игровых автоматов мгновенно заняла моментальная лотерея, управу на которую найти, как оказалось, непросто. На первый взгляд, в федеральном законодательстве прописан процесс регулирования азартных игр, в том числе и лотереи.

— Лотерея и игорный бизнес имеют ряд схожих черт, — объясняет Елена Авдеева. — И то и другое — игра. И то и другое предполагает розыгрыш денежного фонда. Выигрыш, согласно российскому законодательству, определяется посредством заключения соглашения между участником и организатором. Отличие лотереи от игорного бизнеса в том, что призовой фонд определяется правилами лотереи, четко называется, обозначается. Есть тиражная и есть бестиражная лотерея.

Владельцы автоматов с моментальной лотереей позиционируют себя как представителей бизнеса «бестиражной лотереи». Но игровой автомат и лотерейный — не одно ли и то же? И тот и другой — оборудование, которое содержит устройство, определяющее выигрыш. Разница лишь в том, что в случае с обычным автоматом бросаешь монетку — и при выигрыше сыплются деньги, а в случае с лотерейным, бросив денежку, получаешь билетик.

— Определить на сегодня, является ли лотерейный автомат игровым, нельзя. Автомат выдает лотерейный билетик, то есть момента передачи выигрыша не происходит.

Поэтому в практике судебных обращений идут отказы в привлечении владельцев к административной ответственности. Что же делать? Как сообщает Елена Авдеева, вопрос исследуется, в том числе и через органы стандартизации и метрологии.

— Метрологический контроль игорного бизнеса в Череповце мы не осуществляем с тех пор, как он перестал существовать, — говорит Александр Волков, зам. главного метролога ФГУ «Череповецкий центр стандартизации, метрологии». — Лично я не вникал в тонкости российского законодательства, регламентирующего деятельность моментальной лотереи или интернет-кафе, но я считаю, что официальный запрос во Всероссийский НИИ метрологии и сертификации в Москве может прояснить ситуацию.

И запросы такие делаются. Более того, городские власти обращаются на предприятия с просьбой не размещать на их территории автоматы моментальной лотереи. Так, достигнута договоренность с владельцем «Городского рынка» о том, что договор аренды в декабре не будет продлен.

Игра виртуальная —

деньги реальные

Не меньшую головную боль доставляют горожанам интернет-кафе. Действующий федеральный закон об азартных играх уже сейчас запрещает деятельность игровых клубов с использованием телекоммуникационных сетей. Однако ответственность за нарушение закона не предусмотрена. Вот такой парадокс.

— Череповец вышел на Законодательное собрание области с законодательной инициативой о запрете игорного бизнеса во всех его проявлениях, — говорит Елена Авдеева. — До Вологодской области с такой же инициативой на Государственную Думу вышел Оренбург. Если мы докажем, что моментальная лотерея — это игорный бизнес, то знак равенства между лотерейным автоматом и игровым будет поставлен. Мы надеемся также и на то, что будут внесены изменения в закон в связи с деятельностью интернет-кафе.

Подчеркнем, владельцы интернет-кафе позиционируют себя как операторы, а не организаторы игорного бизнеса (что запрещено), которые не участвуют в распределении прибыли. Насколько серьезна вообще проблема игромании для Череповца?

— Игорная зависимость — это так же серьезно, как алкогольная или наркотическая, — говорит Вячеслав Фролов, председатель городской общественной организации психотерапевтов. — Практически разницы никакой. И тех и других лечат психиатры и психотерапевты. Запретами такую проблему не решишь. Но лично я приветствую ограничения игорного бизнеса в Череповце. Когда автомат стоит на каждом углу — не есть хорошо. По моим наблюдениям, всплеска игровой зависимости в городе нет. Но кто играет? Чаще всего — исхожу из практики — молодые люди, не очень обеспеченные. Игрок считает, что может получить выигрыш на халяву, ничего для этого не делая. Следовательно, в первую очередь такой зависимости подвержены подростки и молодежь. Если хотят делать себе хуже солидные дяди — пожалуйста, пусть развлекаются в специально отведенных для этого местах. А детей нужно защищать.

Почему трудно закрыть интернет-кафе? Действующий федеральный закон об азарт­ных играх запрещает деятельность с использованием телекоммуникационных сетей, в том числе и сети интернета. Но ответственность за то, что владелец кафе работает в нарушение закона, не предусмотрена. В этом первая сложность. Другая сложность. Нарушением закона (ответственность — штрафные санкции) является факт, когда юридическое лицо определяет правила игры, организует игру, получает выигрыш. А интернет-кафе позиционируют себя как бизнес, который предоставляет только услугу — выход в интернет и так называемую платежную систему. То есть фактически (на бумаге) интернет-кафе не участвуют в определении правил игры, не создают виртуальные «азартные» сайты, не получают выигрыш. Штрафовать их за то, что они поставили компьютер и обеспечили доступ к интернету, нельзя. Нет такой законодательной нормы, которая бы предусматривала ответственность за создание условий для проведения азартных игр. Поэтому суды отказывают в привлечении владельцев интернет-кафе к административной ответственности в рамках КоАП по Вологодской области.

Татьяна Ковачева
№218(22381)
19.11.2008

Источник: Газета «Речь»