Гараж как вложение
Капитальные гаражи становятся одним из способов сбережения средств
Череповецкие риелторы отмечают повышение спроса на капитальные гаражные боксы. По мнению специалистов, покупатели подобной недвижимости вкладывают в нее свои сбережения, которых недостаточно для приобретения квартиры, а автомобиль как средство сохранения накоплений по каким-то причинам им не подходит. Стоимость гаражей хоть и не растет такими же темпами, как в случае с жильем, однако все-таки увеличивается, позволяя не только сохранить свои деньги, но и приумножить их путем сдачи бокса в аренду.
Гаражный рынок.По данным управления архитектуры и градостроительства, в Череповце сейчас насчитывается около 60 тыс. капитальных боксов для машин, которые в большинстве случаев объединены в различные гаражно-строительные кооперативы. Ценовая зависимость проста: чем ближе гараж к жилым домам и к центру города, тем выше его стоимость. Так, цена отдельных оборудованных капитальных боксов на ул. Химиков сейчас уже приближается к стоимости комнаты в плохой квартире: некоторые гаражи в этом районе продаются более чем по 700 тыс. рублей. Боксы, расположенные на отдалении от жилых районов, стоят намного меньше. Так, гараж в кооперативе рядом с отвороткой на Городище обойдется в 400 — 500 тыс. рублей, столько же будет стоить бокс, расположенный за автошколой на ул. Олимпийской. Самые дешевые гаражи сегодня продаются за железнодорожным переездом на ул. Гоголя: здесь их стоимость в большинстве случаев не превышает 350 тыс. рублей, чаще же встречается ценник на уровне 280 — 300 тыс. рублей. Не секрет, что подобного рода «бюджетные» гаражи покупают в основном с целью не только вложить деньги, но еще и обеспечить место для хранения урожая с дач.
Точных данных о том, как растет стоимость капитальных гаражей, нет, но осторожные оценки предполагают удорожание на 5 — 15 тыс. рублей ежегодно.
— Процент удорожания зависит от темпов развития того района, где стоит гараж, — признался нам Артем, сотрудник одного из агентств недвижимости. — На ул. Белинского гаражи будут дорожать быстрее, чем на ул. Гоголя, потому что там дома ближе, и машин в этих домах становится все больше и больше. В глуши гаражи почти не дорожают, там покупателя найти значительно труднее.
Архитектура стоимости.Стоимость капитальных гаражей в последнее время подогревается еще и их дефицитом. Не секрет, что в последнее время новые ГСК, столь популярные в 1990-е годы, практически не создаются, то есть строительство капитальных гаражей, по сути, остановилось.
— Земля дорогая, нормальных мест под ГСК практически не осталось, — перечисляет директор агентства недвижимости «Перспектива» Алексей Цветков. — Кроме того, многие теперь предпочитают ставить машины во дворе. Этот же фактор влияет и на решение не только о строительстве, но и о покупке готового гаражного бокса.
На фоне замирания строительства капитальных гаражей в городе уменьшается количество открытых парковок, из дворов последовательно вывозятся незаконные металлические гаражи. Все это только повышает спрос на капитальные боксы, расположенные неподалеку от дома автовладельца.
— Действительно, проблема гаражей и парковок в Череповце сегодня особенно актуальна, — считает главный архитектор города Александр Авсейков. — Гаражно-строительные кооперативы — это один из элементов транспортной инфраструктуры города. В ноябре мы провели конкурс, и подрядчик сейчас приступил к разработке городской транспортной схемы, где будут определены места в том числе и для парковок, стоянок, ГСК… По поручению мэра мы предоставили исходные данные для этой работы. Однако, скажем прямо, в уже застроенных территориях, например в центре и Заречье, земель для размещения ГСК не хватает. В связи с этим мы ищем возможности их размещения в прилегающих коммунальных зонах. Кроме того, под обычные стоянки временно используются незастроенные территории и бесхозные земли. В целом же будущее, конечно, не за одноэтажными гаражными боксами (это просто неэффективно), а за многоярусными стоянками или открытыми комплексно обустроенными парковками.
В то же время построить многоуровневые паркинги в старых районах, как сказано выше, уже практически невозможно, равно как и сделать там традиционные открытые стоянки. В результате капитальные гаражи на окраинах этих районов остаются чуть ли не единственной альтернативой все-таки весьма опасной парковке во дворе.
Использование гаражей.Способы использования гаражных боксов, в отличие от темпов их строительства, не стоят на месте — постепенно эволюционируют.
— Гараж у меня есть, но машина стоит у дома, потому что гараж от дома далеко. Я в нем картошку храню и ремонтирую это ведро, — признался корреспонденту «Речи» череповчанин Максим, счастливый обладатель «Москвича-2141» и гаража на ул. Химиков.
Но для хранения урожая гаражи покупают все реже: наличие кессона постепенно перестает быть ключевым фактором при совершении сделки. Наличие смотровой ямы таковым фактором давно уже не является в связи с быстрым обновлением городского автопарка и развитием качественного автосервиса. Зато появилась новая тенденция: некоторые собственники гаражей предпочитают держать свои машины во дворе, а гаражи сдавать. Арендаторами частенько выступают те, кто живет в ближайших от бокса домах. Стоимость аренды гаража сегодня начинается в среднем от 1,5 тыс. рублей в месяц в зависимости опять же от удаленности и имеющегося оборудования. В качестве условного ориентира этой цены берется стоимость хранения машины на обычной открытой автостоянке, которая сейчас составляет в среднем 50 — 70 рублей за сутки.
Весьма часто арендодателями также выступают пенсионеры, которые раньше хранили в гаражах машины, а теперь возраст уже не позволяет им садиться за руль. Ежемесячные несколько тысяч рублей служат для пожилых людей неплохим подспорьем.
Кооперативная свалка.Гаражные боксы, изначально строившиеся в коммунальных зонах, проектировались исходя из своего предназначения — в виде кирпичных коробок со стальными воротами и с сомнительными подъездными путями. В результате на сегодня город получил неприглядные одноэтажные массивы, утопающие в грязи и лужах моторного масла. Наличие нормальной дороги и внешний облик ГСК практически не влияют на стоимость гаража в нем, так как и дороги, и облик во всех случаях примерно одинаковы.
— Это же кооператив, — улыбается Алексей Коновалов, председатель ГСК в Зашекснинском районе. — По идее, я должен собирать со всех ежегодные взносы, на них что-то здесь делать, а потом отчитываться. В реальности половина не платит, вторая половина платит с задержками, да и что тут можно сделать на эти деньги… Ладно хоть свет работает исправно во всех гаражах.
Вопрос антисанитарного состояния ГСК неоднократно поднимался на городском уровне. Еще в 2005 году, когда строительство боксов продолжалось, речь уже зашла о запрете на их возведение. Правда, тогда эта идея возникла в свете не столько транспортных, сколько экологических проблем: «Большинство автовладельцев не ставит машины в свои гаражи, использует их не по назначению, а машины паркуют на газонах, во дворах, в ущерб экологии и здоровью горожан. Поэтому в ближайшие годы управлению архитектуры не стоит выдавать разрешения на строительство новых гаражей», — отметил бывший тогда вице-мэром Александр Афанасьев на конференции «Влияние на здоровье вредных факторов окружающей среды».
Затем последовали рекомендации председателям ГСК заключить договоры на вывоз мусора и организовать регулярное проведение субботников. Судя по сложившейся сейчас ситуации, исполняют эти рекомендации очень немногие: утренний путь в гараж стоимостью полмиллиона рублей за автомобилем такой же стоимости в большинстве случаев пролегает через настоящие грязевые поля, перемежающиеся островками разнообразного автомобильного мусора.
Сколько стоят капитальные гаражи в разных районах
Центр: 500 — 700 тыс. рублей.
Коммунальная зона, в 10 — 20 минутах ходьбы от жилых домов: 300 — 500 тыс. рублей.
Коммунальная зона, в 20 — 50 минутах ходьбы от жилых домов: 150 — 300 тыс. рублей.
Отворотка на Городище: 400 — 500 тыс. рублей.
Андрей Ненастьев
№216(22379)
17.11.2008
Цены на проезд в общественном транспорте Вологды вырастут уже 25 декабря
А вот стоимость проездных администрация города подняла с 1 декабря →
Дистанционные мошенники обирают вологжан в среднем на 2 миллиона рублей каждый день
За первые пятнадцать дней наступившего года пострадали уже 59 наших земляков →