12 ноября 2008 года. 08:22

Крепче за баранку

Городские автошколы уменьшат число теоретических занятий в пользу практического вождения
Обучение вождению на специальном тренажере, усиленная учебная езда на площадке и в городе, юридическая и психологическая подготовка с дорожным уклоном — вот далеко не полный список нововведений, которые предложат кандидатам в водители череповецкие автошколы в следующем году. Соответствующие программы уже поступили в учебные заведения, и их руководители сейчас пытаются понять, как удачнее реализовать весьма сложные в некоторых отношениях директивы.Утвержденная на федеральном уровне программа подготовки водителей, вступающая в действие с Нового года, предполагает существенное изменение пропорций теоретических и практических занятий. Так, отведенный ранее на теорию норматив в 206 часов снижен до 105 часов. Время же на практическое вождение, наоборот, прибавили: раньше оно составляло 32 часа с учетом экзаменов, теперь — 50 часов без их учета. При этом первые 6 часов ученик должен провести за рулем не автомобиля, а специального тренажера, только после успешного освоения которого его выпустят на площадку. Там кандидат в водители проведет еще 19 часов. После всех занятий на площадке необходимо будет сдать внутренний зачет: без соответствующей отметки инструктор не имеет права выпустить ученика на занятия на городские улицы.

Резко сокращается количество часов, отведенных на изучение устройства машины: с 90 до 15 часов. На таких занятиях предполагается изучать лишь расположение емкостей с ключевыми жидкостями автомобиля, способы замены этих жидкостей и то, как поменять колесо или проверить в нем давление. Премудрости ремонта коробки передач и двигателя внутреннего сгорания преподаваться больше не будут. За счет сокращения этих часов удалось добавить дополнительные дисциплины: основы законодательства в сфере дорожного движения и основы безопасного управления транспортным средством. Последний предмет уже получил сокращенное название «Автотранспортная психология». В ходе этого курса ученикам преподадут (предполагается, что это будет делать квалифицированный психолог) такие предметы, как «Основы бесконфликтного взаимодей­ствия участников дорожного движения» или «Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством».

Общий срок обучения остается прежним — 3 месяца.

— Теперь школам нужно будет держать в штате психолога, юриста, необходимо закупить тренажеры, которые пока есть лишь у немногих, — перечисляет президент областной ассоциации автошкол Андрей Заводчиков. — В целом дух новой программы понятен, и ее появление не удивительно. Процент успешной сдачи экзаменов в целом в Череповце остается крайне низким, он значительно ниже 50 %. Возможно, что новые требования как-то помогут улучшить этот показатель.

— В ближайшее время мы также ждем, — продолжает Андрей Заводчиков, — что нас ознакомят с новыми методиками сдачи экзамена. Уже известно, что, скорее всего, изменятся упражнения на площадке. Предполагается, скажем, выполнение змейки задним ходом.

Руководители автошкол не скрывают, что введение новой программы наверняка повлечет увеличение стоимости обучения. Сейчас общий курс стоит около 12 — 15 тыс. рублей. Удорожание может составить до 10 тыс. рублей, то есть общая стоимость обучения превысит 20 тыс. рублей. Обоснование простое: так как увеличивается количество часов на вождение, помимо затрат на топливо появляется необходимость закупать дополнительные машины или же… сокращать количество учеников. Оба варианта весьма накладны для автошкол, которые, что вполне понятно, переложат затраты на плечи своих клиентов.

Кроме того, серьезные проблемы, вероятно, ожидают мелкие школы, которых сейчас немало в Череповце (в общей сложности в городе и районе сейчас официально работают 22 автошколы): необходимость привлекать узких специалистов и другие дополнительные траты могут поставить такие организации на грань выживания.

Впрочем, ученики некоторых школ считают, что автошколы не разорятся.

— Основной их заработок — не на самом обучении, а на дополнительных занятиях, — сказала позвонившая в редакцию «Речи» череповчанка, которая не пожелала представиться. — Я уже не первый раз сдаю экзамен и считаю, что инструкторы специально «заваливают» учеников, чтобы они брали дополнительные занятия. Такие занятия стоят почти 700 рублей, причем если ты провалил экзамен, то тебе надо для пересдачи взять минимум три занятия. Потом еще плата за аренду машины на экзамене и так далее. Сдавать ты можешь только три раза, потом снова проходить курс. Некоторые перекрестки словно специально не изучаются, чтобы на экзамене проехать по ним, и ученик, конечно, провалится. Некоторые ездят в городе всего по 10 минут, а других инспектор гоняет по 40 минут — до первой ошибки.

— Не думаю, что речь идет о каком-то умысле, — считает Андрей Заводчиков. — Экзамены действительно сейчас принимаются жестко, многие школы вводят внутренний экзамен, и это правильно. На самом деле после провала экзамена вводятся лимиты: минимум 3 — 5 занятий до пересдачи, но цель установки этих лимитов — нормальная подготовка ученика, а не только прибыль автошколы. Посмотрите, что на дорогах творится…

Чему теперь будут учить

в автошколах?

Занятия Количество часов*

Теоретические занятия

Устройство автомобиля 15

Основы медицинской помощи 24

Основы законодательства в сфере дорожного движения 48

Основы безопасного управления транспортным средством (психологическая подготовка) 18

Итого 105

Практические занятия

Вождение на тренажере 6

Вождение на площадке 19

Вождение в городе 25

Итого 50

* Одно полное занятие длится около 2 часов.

Андрей Ненастьев
№213(22376)
12.11.2008

Источник: Газета «Речь»