Что такое ответственность?
Ответственный, безответственный… Эти слова мы слышим и говорим часто, не особенно задумываясь об их смысле. Как воспитать ребенка ответственным? Есть ли разница между человеком ответственным и обязательным, исполнительным, послушным? Кому из них лучше живется? И можно ли быть ответственным — и социально беспомощным одновременно? Вопросы, вопросы… Мы, конечно, не ответим на все из них в одной публикации. Но давайте подумаем вместе. Потому что вопросы эти — одни из важнейших в процессе воспитания ребенка, и, ответив на них, вы, возможно, даже слово «воспитание» замените для себя на слово «взаимодействие». И это будет очень важным шагом в вашей жизни.
Ответственный, безответственный… Эти слова мы слышим и говорим часто, не особенно задумываясь об их смысле. Как воспитать ребенка ответственным? Есть ли разница между человеком ответственным и обязательным, исполнительным, послушным? Кому из них лучше живется? И можно ли быть ответственным — и социально беспомощным одновременно? Вопросы, вопросы… Мы, конечно, не ответим на все из них в одной публикации. Но давайте подумаем вместе. Потому что вопросы эти — одни из важнейших в процессе воспитания ребенка, и, ответив на них, вы, возможно, даже слово «воспитание» замените для себя на слово «взаимодействие». И это будет очень важным шагом в вашей жизни.«Что же такое ответственность?» — спросили мы взрослых и юных череповчан и услышали такие мнения.
— Какое-то обязательство. То есть человек что-то решил лично для себя. Или ему что-то поручили, и он за это несет ответственность.
— Не знаю, как объяснить. Чувствуешь ответственность за ребенка — а как еще говорить?
— Ну, например, остался с маленькой сестрой, ты несешь ответственность. Чтобы она с огнем не играла, например.
— Человек сам должен быть ответственным. Если у него нет этой ответственности, ее никак не поручить.
— Если говорить о данном слове — это значит ответить, выполнить обещание.
Так что же такое ответственность? Комментарий Светланы Булатовой, психолога МСПДМ «Восхождение», для кого-то окажется неожиданным:
— Ответственность — когда я знаю свои потребности. И исходя уже из этих потребностей, принимаю решение. А когда решение принято, ответственность взять легко. И тогда получается, что не мной управляют, а я управляю своей жизнью. В этом отличие от обязанности. Обязанность — это когда человеку навязывают что-либо, что не является его потребностью; и тогда возникает некий внутренний конфликт. Человек выполняет навязанное ему через силу — и быстро «выгорает». Это касается и детей. А если это ответственность, то ее контролировать может только сам человек.
Ответственность, понимаемая именно так — как реализация своих собственных потребностей, — окрыляет, дарит массу возможностей, желание жить и творить.
Поясняет Александр Викулов, директор службы «Восхождение», кандидат психологических наук:
— Ответственность как система управления жизнью находится внутри меня. То есть я управляю своей жизнью, я договариваюсь.
Многие считают, что живут именно так, говоря: «Я выполняю все, что мне поручат, я ответственный человек!» Но вдруг начинают обижаться на весь мир, ощущая не крылья за спиной, а… беспомощность.
— Беспомощность, — продолжает Александр Владимирович, — возникает тогда, когда система управления собой находится не внутри меня, а вне. И тогда: обстоятельства виноваты, что у меня что-то не получается; окружающие меня обидели, унизили, оскорбили. У нас есть привычка передавать управление своей жизнью кому-то другому. «Это наша жизнь. Нам не говорили об этом, но это так».
Да, так бывает, хотя человек часто не признается себе в этом. Приведу такой пример. Известно, что мужчины в нашей стране живут на 14 лет меньше женщин и на 14 лет меньше европейцев, их средний возраст — менее 60 лет. Но это именно вы, мужчины, выбираете такую жизнь, взяли на себя ответственность за нее: вы выбираете жить мало! Вы пьете пиво, у вас пивные животы. Вы едите не то и много, не занимаетесь физкультурой и спортом, не работаете со своими чувствами (не занимаетесь психогигиеной)… Учиться ответственности полезно с самого раннего детства. И малыши подсказывают это родителям, решительно требуя: «Я сам!» Но… родители, желая сделать лучше, ограждают чадо от всего. Мамы (чаще, но и папам это присуще) перехватывают ответственность ребенка. Между тем есть золотое правило: за все, что ребенок может делать сам, ему нужно передавать ответственность. Причем делать это с самого раннего возраста. Научился держать ложку — пусть ест сам; может надевать колготки — пусть надевает; хочет мести пол — пусть метет. И даже если на первых порах он делает все неловко и медленно, не стоит вмешиваться и прерывать его старание беспокойными словами: «Давай я тебе помогу, сделаю быстрее». Потерпите. Уже скоро он всему научится.
И надо быть осторожным со словом «нельзя». Нельзя — это только то и там, где жизни малыша действительно грозит опасность. В остальных случаях «нельзя» — это не аргумент. Попробуйте объяснить ребенку: почему нельзя.
Между тем стереотипное поведение, полученное нами от наших родителей, поддерживается страхом: «Вдруг что-то случится?»
А дети, естественно, хотят сами отвечать за свою жизнь — если это желание в них не убили окончательно. Как же заканчивают фразу «Я хочу, чтобы мне разрешили…» череповецкие школьники?
— …не делать уроки сразу после школы, а сперва идти на тренировку, потом вынести мусор, а потом уже готовить уроки.
— …помогать родителям готовить, делать уборку, мыть посуду и делать самостоятельно уроки.
— …подзаработать немного денег, помочь семье.
— …чтобы я самостоятельно делала домашнюю работу; сходить вместе с мамой в кино.
— …завести собачку пекинеса; подольше гулять; делать уроки когда захочу, одеваться как хочу.
— …поехать в Англию, потому что там самые престижные вузы. Тогда у меня будет самое хорошее образование и я смогу работать за границей.
И еще такое пожелание:
— Я хочу, чтобы родители правильно учитывали мое мнение и соответственно делали выводы и представляли себя в моей роли.
— И возникает вопрос: знают ли об этих мечтах своих детей родители? Говорят ли дети об этом дома? — размышляет над сказанным Светлана Булатова. — Или мамы и папы решили все за ребенка сами: время у школьника и так интенсивно расписано, и участвовать в домашней работе ему некогда. Но это их решение! А сын или дочка заявляют совсем о другом. И прекрасно, когда этот труд превращается не в обязанность (то, что поручили другие), а в ответственность (то, что я решил делать сам, по своему желанию). И тогда в
семье начинается сотворчество, что наилучшим образом влияет и на климат в семье, и на развитие ребенка, который получает большое удовлетворение от того, что он может вносить свою лепту в семейную жизнь. Но об этом также нужно договариваться с ребенком: а что бы он хотел сделать? В какое время, в каком объеме он хотел бы это сделать? С помощью таких шагов вы передаете ребенку ответственность. А если вы ее передали — забудьте о контроле.
Использованы материалы передачи «Территория детства» (совместный проект программы «Дорога к дому», ТС «Канал 12» и газеты «Речь»).
О тех шагах, с помощью которых можно научиться передавать ответственность ребенку, уже рассказывалось в передачах «Территория детства» (каждый второй понедельник на «Канале 12») и в публикациях в газете «Речь» по пятницам («Территориальный договор» —
19 сентября; «Финансовый договор в семье» — 3 октября; «Договориться всей семьей» — 17 октября). Телепередачи вы можете в любое время посмотреть на сайте www.dorogakdomu.ru, а статьи прочитать на сайте www. mspdm.ru.
Следующая передача «Территория детства» выйдет в эфир на «Канале 12» 10 ноября,
в 20.15. Ее тема «Дети и особое время». Не пропустите!
Резюме
Дорогие родители! Передавая ответственность своему ребенку, вы делаете свою и его жизнь счастливой.
Ответственность родителей состоит в том, чтобы передать ребенку ответственность за его жизнь, за самостоятельное управление жизнью.
Позвольте ребенку взять свою собственную жизнь в свои руки и принимать собственные решения.
Полезно передавать ребенку ответственность за то, что он может сделать самостоятельно.
При передаче ответственности ребенку
искренне интересуйтесь им;
соблюдайте его правила;
принимайте его таким, какой он сейчас замечательный и каким может стать;
откажитесь от позиции «Я все лучше знаю»;
благодарите за конкретные успехи содержательно и эмоционально.
Ирина Ромина
№210(22373)
7.11.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →