Тревожный баррель
Вопрос, сколько в обозримой перспективе будет стоить нефть, становится одним из ключевых для России: слишком уж зависим бюджет страны от цен на черное золото. Нефтяники, еще недавно уверявшие, что «времена дешевой нефти безвозвратно прошли», резко снижают ее прогнозную стоимость. Пессимистичные варианты бюджетов нефтяных компаний на 2009 год верстаются исходя из $45 за баррель. Между тем бюджет России может быть профицитным только при цене нефти не ниже $60 за баррель. На днях зам. министра финансов Дмитрий Панкин признал: при цене нефти ниже этой отметки федеральный бюджет на 2010 год, принятый в рамках трехлетнего бюджетного планирования, может быть пересмотрен. Впрочем, специалисты советуют не спешить — уже к концу года нефть имеет шансы подорожать.
Вопрос, сколько в обозримой перспективе будет стоить нефть, становится одним из ключевых для России: слишком уж зависим бюджет страны от цен на черное золото. Нефтяники, еще недавно уверявшие, что «времена дешевой нефти безвозвратно прошли», резко снижают ее прогнозную стоимость. Пессимистичные варианты бюджетов нефтяных компаний на 2009 год верстаются исходя из $45 за баррель. Между тем бюджет России может быть профицитным только при цене нефти не ниже $60 за баррель. На днях зам. министра финансов Дмитрий Панкин признал: при цене нефти ниже этой отметки федеральный бюджет на 2010 год, принятый в рамках трехлетнего бюджетного планирования, может быть пересмотрен. Впрочем, специалисты советуют не спешить — уже к концу года нефть имеет шансы подорожать.
В глубоком пике.Еще летом цены на нефть находились на уровне порядка $150 за баррель, а эксперты и аналитики прогнозировали, что в этом году цена черного золота достигнет 200-долларовой отметки. Однако мировой кризис внес свои коррективы, и вот уже на прошлой неделе нефть стоила меньше $65. И это не предел падения. Те же самые эксперты теперь говорят, что в ходе общемировой экономической рецессии нефть подешевеет до $50. Простые потребители не могут нарадоваться снижению цен на нефть, ожидая — вполне логично, — что цены на бензин также снизятся, однако производителей ожидает значительное уменьшение их благосостояния. Страхи глобального замедления развития экономики вызвали сильнейший спад в нефтяной отрасли; как долго он продлится и как низко могут упасть цены на нефть, неясно.
«Непредсказуемая» нефть.Упорное нежелание нефти существенно повышаться в цене вызывает недоумение многих западных аналитиков. Полторы недели назад Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) снизила квоты на добычу на 1,5 млн баррелей в сутки. Цель была очевидна — за счет сокращения предложения поднять цену на свой товар. Однако реакция рынка оказалась непредсказуемой: стоимость нефти рухнула на 7 %. В минувшую среду «бочка» техасской нефти марки WTI на Нью-Йоркской товарной бирже стоила $64,2. И только на следующий день «потяжелела» на $5. В Институте энергетики и финансов объясняют, что объективных причин для роста котировок нефтяных контрактов сейчас нет. «Рынок ожидал от ОПЕК куда большего снижения квот, нежели 1,5 млн баррелей в сутки. Поэтому положительного эффекта добиться не удалось», — сказали эксперты института. Специалисты добавили: цены не растут и в силу отсутствия какого-либо серьезного спроса. После летней лихорадки, когда фьючерсы скупались по цене в 140 — 145 «зеленых» за баррель, наступило видимое затишье — «участники рынка осознанно играют на понижение».
Ключевые вопросы.По мнению газеты International Herald Tribune, в грядущие несколько лет рынку нефти предстоит ответить на три ключевых вопроса: что произойдет с уровнем потребления нефти в США и Китае? Как производители отреагируют на низкие цены на нефть? И сможет ли ОПЕК остановить снижение цен? На протяжении последних 10 лет экономический рост в странах Азии и Латинской Америки стал причиной повышения спроса на нефть. С 1998 года потребление нефти странами с развивающейся экономикой увеличилось более чем на 40 %. Возросшая потребность стала причиной не только 14-кратного увеличения стоимости нефти, но и причиной снижения спроса на нее в странах с развитой экономикой, причем это снижение не смог скомпенсировать даже возросший спрос со стороны таких стран, как Китай. Теперь, после не прекращающегося на протяжении четверти века увеличения спроса, аналитики впервые говорят о том, что общемировое потребление нефти может снизиться. По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), в 2009 году рост экономики большинства развитых стран с большим трудом сможет преодолеть планку в 0,5 %. Это, в свою очередь, означает, что в следующие два года мы будем свидетелями крайне низкого спроса на нефть.
Нефтяные реки,
кисельные берега…
Резкий рост цен на нефть вызывал у многих в России сказочную мечту о возможности жить, «лежа на печи» и ничего не делая. Предложения «поделить на всех» — между всеми россиянами — доходы от
нефтегазовых источников выдвигались даже депутатами и политиками, особенно в период предвыборных кампаний. Предлагали даже создать специальное министерство для распределения сверхдоходов нефтяных компаний.
В любом случае, сама идея сократить разницу между доходами бедных и богатых, конечно, заслуживает внимания, но методы ее реализации весьма утопичны. Разделить прибыль «по справедливости», как это пытались сделать персонажи романа «Золотой теленок», нелепа и в данном случае. В России общая численность населения составляет 142 миллиона человек, и если всю прибыль от нефти разделить между ними, то получится чуть больше 20 долларов на человека. Не та сумма, с которой можно разбогатеть.
Более десяти лет почти половина государственного бюджета формировалась за счет доходов от нефти и газа (продажа за рубеж сырья и продуктов переработки, налоги за использование недр и т. д.). Эти средства шли на выполнение социальных программ, строительство школ, больниц, выплату пенсий, зарплат. И если бы эти деньги государство просто раздало людям, то на что бы строились социальные объекты, содержалась армия? На нефтяные доходы были созданы фонды, способные обеспечивать работоспособность бюджетной системы на длительное время. Но нефтяные доходы — не панацея для экономики. Так что энергоресурсы вскоре могут перестать быть бюджетообразующим фактором. Значит, надо искать новые источники доходов за счет развития новейших промышленных технологий.
Что с бюджетом…
В версии трехлетнего бюджета на 2008 — 2010 годы в июне 2007 года прогноз среднегодовой цены был принят на уровне $92 за баррель Urals. При принятии бюджета в июле 2007 года прогноз цены составлял $52 за баррель, в марте 2008 года при коррекции бюджета он был увеличен до $74 за баррель. Гораздо хуже ситуация с бюджетным прогнозом цены на 2009 год в следующем трехлетнем бюджете — на 2009 — 2011 годы. Формальный прогноз среднегодовых цен на Urals, заложенный Минэкономики,— $78 за баррель. Вице-премьер Алексей Кудрин в середине сентября при снижении цены нефти до уровня меньше $70 за баррель пояснял, что бездефицитным трехлетний бюджет будет при среднегодовой цене на нефть не ниже $70 за баррель. Вчера появилась новая оценка. Заместитель господина Кудрина Дмитрий Панкин пояснил, что бюджет 2009 года останется «сбалансированным» и не потребует пересмотра при среднегодовой цене не ниже $60 за баррель. Однако проблемы при сохранении тех же среднегодовых цен Urals возникнут со второй частью бюджетной «трехлетки» — бюджетом-2010. «При $60 за баррель бюджет 2009 года будет сбалансирован, 2010-го — наверное, нет. Первый вариант — использовать резервный фонд, второй — пересмотреть бюджет».
…и бензином?
Несмотря на то что нефть за пару месяцев подешевела более чем в два раза, цены на бензин в России долго стояли как вкопанные. И лишь на прошлой неделе поползли вниз. В Череповце бензин марки «Аи-92» подешевел уже на рубль. Однако если взглянуть в сторону Североамериканского континента, радость от этого притупляется. Ведь в США, где еще пару месяцев назад бензин стоил примерно как у нас, сейчас его стоимость уже опустилась до самого низкого за последние три года уровня. Цены на горючее в Америке неуклонно снижаются в течение последних 42 дней, и в настоящее время средняя цена одного галлона (3,78 литра) бензина самого низкого сорта опустилась до отметки $2,589 (это примерно 17 — 18 руб. за литр). В сумме с июля топливо для американских автолюбителей подешевело уже на 37,1 %. Сравните с нашим рублевым удешевлением — и прослезитесь. Или спросите: а почему так? Этот вопрос, видимо, следует адресовать антимонопольным службам. Они сейчас по прямому поручению президента Медведева в который раз занялись проверкой системы ценообразования на бензин. Нефтяники отговариваются тем, что экспортные пошлины на нефть пересматриваются раз в два месяца. И пока, мол, нефтяные компании платят по летним, высоким, ставкам. И все же с трудом верится, что даже когда пошлины снизятся, бензин у нас подешевеет как в США. Уж очень трудно нашим нефтяным монополистам отказываться от сверхприбылей, к которым они привыкли за последние годы.
Оздоровительный эффект
Как и у всякой проблемы, у нефтяной есть обратная сторона медали. Снижение цен на нефть (в разумных пределах, конечно) может оздоровить российскую экономику, и не только ее. Беспрецедентный поток нефтедолларов, наводнивших страну в последние годы,
предопределил крах любых попыток внедрения эффективных систем энергосбережения. Россия безнадежно отстает в области энергосбережения, затрачивая на производство готовой продукции в 4 — 6 раз больше энергии, чем в Европе. Теперь появятся шансы наверстать упущенное. Кроме того, рост заработной платы, опережающий рост производительности труда, станет невозможным. Брать необеспеченные кредиты будет существенно труднее. Отношение к деньгам и личным возможностям станет более трезвым. Экономический рост и рост благосостояния лишится того нездорового налета лихорадочности, который можно было наблюдать последние два года. «Падает цена на нефть — прекращается сырьевое развитие — мобилизуются свободные мозги — поднимаются технологии — развиваются наука с образованием — зарабатывают те, кто работает, а не те, кому повезло подсосаться к трубе, — размышляет известный писатель и публицист Дмитрий Быков. — Нефть, конечно, много раз спасала Россию, и вообще это вещь полезная, не зря Менделеев повторял, что использовать ее в качестве топлива еще хуже, чем топить ассигнациями. Ежели посмотреть на историю Ближнего Востока, большинства стран ОПЕК, да и нашу собственную, нельзя не признать, что большой ресурс этой маслянистой жидкости редко способствует гуманизму и прогрессу».
Сергей Комлев
№207(22370)
1.11.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →