История вышла
В Череповец вернулась историко-краеведческая выставка
Давно известно, что вокзал — железнодорожный, речной или воздушный — это лицо города. Точно так же обычно называют и историко-краеведческую экспозицию, которую среднестатистический турист, как правило, видит после вокзала. Не одно десятилетие Череповец жил без достойной исторической выставки, да еще удивлялся, что его считают городом без прошлого. Историческая ошибка исправлена: в минувшие выходные на трехстах пятидесяти квадратных метрах Исторического музея (в прежнем здании было на пятьдесят метров меньше) открылась постоянная экспозиция «Город юный, город древний…». И «древность», и «юность» Череповца в равных долях нашли здесь свое отражение.Свежая экспозиция, да еще столь масштабная, всегда имеет свой запах — извлеченные из музейных тайников экспонаты щекочут ноздри ароматом прожитых веков. В первом зале, где рассказывается о людях, населявших наши места в древнейшие времена и в эпоху cредневековья, вкусно пахнет деревом. Музейные сотрудники Сергей Лопатенко и Михаил Кутепов, которые производили монтаж выставки по эскизам вологодского дизайнера Евгения Шиперова, срубили здесь настоящую монашескую келью. Первый зал рассказывает о зарождении Воскресенского монастыря, откуда смело можно отсчитывать историю Череповца. Вообще, у нашего города множество дней рождения: появление монастыря, подвижническая деятельность Ивана Милютина на посту городского головы, строительство металлургического комбината. В каждый из этих периодов город делал гигантский скачок вперед, и каждому посвящен отдельный зал. В милютинском бросается в глаза силуэт Ивана Андреевича, выпиленный из фанеры, на фоне огромной карты «Мариинского воднаго пути» (орфография прежняя). Рядышком — расписание движения судов пассажирского пароходства «Милютиных и Ко» (1886), которое возглавлял Милютин до восшествия на череповецкий «престол». Из примечаний к расписанию: «В темное время суток просим господ пассажиров подъезжать к пароходу в лодке и с фонарем». Дабы понять, какой город принял Иван Милютин, на противоположной стене вывешен уникальный документ — генплан Череповца Новгородской губернии середины позапрошлого века. Двенадцать разноцветных улиц, вычерченные по линейке, имеют ряд комментариев. Оранжевым цветом обозначена улица с проезжей частью, зеленым — огород, желтым — пашня, а синим — выгон для скота.
Чем моложе история, тем теснее стоят экспонаты и полнее рассказ. Двадцатому веку отданы два крупных зала. Особенно впечатляет отражение сталинской эпохи и Великой Отечественной войны в истории Череповца. Фотография кусочка стены Рейхстага с надписью, берущей за душу: «Старшина Агафонов. г. Череповец». Музейщики небезосновательно предполагают, что больше всего людей так называемого ненаучного склада и зрелого возраста застрянут в зале, повествующем о 70-х и 80-х годах прошлого века. Воссозданный прилавок той поры с синими весами и кассой, похожей на пишущую машинку, снова создаст очереди. Возле кассы, на тарелочке с голубой каемочкой лежит другой занимательный экспонат — старенькая 25-рублевка. На эту гигантскую сумму в те годы можно было купить пару десятков банок рассольника, половину ящика «Перцовки», с десяток килограмм конфет, плюс без счета пачек сигарет «Астра» — все эти экспонаты тоже выставлены на полочки, а по-музейному — стеллажи. Рядышком школьная парта, фартук, потрепанные сандалии и коньки без ботинок, имеющие приспособление для привязывания к валенкам. Поколение, выросшее на «Ледниковом периоде» и «Звездном льду», разинет рот, увидев все это.
История, показанная через человека, — вот основная концепция экспозиции «Город юный, город древний…». Исторические персонажи мелькают в каждом зале. Иногда, как Милютин, в виде фанерного силуэта. Но чаще в виде костюмов, большинство из которых подлинники — изменчивость череповецкой моды можно проследить от рясы священнослужителя до формы бойца ОМОНа.
«Какие бы новейшие технологии ни врывались в нашу жизнь, ничто не заменит общения с подлинным музейным предметом. Я впервые оказалась в краеведческом музее в раннем детстве, — говорит на церемонии открытия выставки заведующая Литературным музеем Наталья Батурина. — Впечатления, которые я получила здесь, определили мой профессиональный выбор — я пришла работать в музей». Нынешняя выставка, по словам директора Череповецкого музейного объединения Светланы Черновой, тоже имеет целью «помочь посетителям пропустить историю через себя». То есть взглянуть на нее не как на скучный и бесконечно далекий школьный предмет, а как на нечто, напрямую тебя затрагивающее. По-моему, получилось. Возле деревянного велосипеда, которому больше ста лет, замерли папа и десятилетний сын. Деревянная рама, деревянный руль, колеса от телеги. Металлические только цепь и педали. «Ох, на нем, наверное, ездить — трясучка одна», — сочувственно замечает отпрыск. «А если еще по булыжной мостовой…» — задумчиво вторит отец.
Сергей Виноградов
№204(22367)
29.10.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →