27 октября 2008 года. 08:38

Зеленая кладовая

Был такой случай в городе. Захотелось одному амбициозному учреждению открыться, высадив перед офисом голубые ели.
Был такой случай в городе. Захотелось одному амбициозному учреждению открыться, высадив перед офисом голубые ели. Чудной красоты деревца привезли аж из Карелии. Под фанфары разрезали красную ленту. А через несколько дней ели превратились в жалкие желтые скелетики, вряд ли украсившие город. Ладно, хозяин — барин, за ваши деньги — любой каприз. Можно и за лиственницей в Сибирь смотаться, и за кедрами — в тайгу. Россия большая. Мы сделали проще. Сели в «уазик» цеха благоустройства и озеленения ЧерМК и поехали в питомник — в пяти минутах езды от редакции, на «фанере». И нашли там «клад»… Айва японская, барбарис, вишня сахалин­ская, ирга, калина, магония, миндаль, береза бумажная (есть и такая), вяз шершавый, дуб красный, ива шаровидная, лиственница, орех манчжурский, туя, ясень пенсильванский — вот лишь небольшой перечень зеленых сокровищ, выращенных трудолюбивыми сотрудниками цеха из семян.

— А чему вы удивляетесь, все деревья у нас выращиваются из семян, у нас семенной питомник, — объясняет наш «гид» Ирина Гусева, мастер теплично-парникового хозяйства и питомника цеха. — Семена сеются, появляются маленькие сеянцы, потом мы их пикируем — рассаживаем в гряды на определенном расстоянии. Потом они подрастают и переходят в «школу»: участок, где формируется штамб (ствол) дерева или куста и его крона.

Чтобы вырастить саженец дерева, нужно, как минимум, четыре-пять лет, кустарник — два-три года.

Нас сопровождают также зам. начальника цеха Игорь Фролов и бригадир питомника Наталья Изюмова. Заходим в питомник, в глаза бросается мощный зеленый куст, примостившийся в открытом парнике.

— Клещевина, однолетник, заморозков не боится, — попутно объясняет Ирина Гусева. — Мы его на клумбах высаживаем, а вымахал, потому что хотим посмотреть, до какой степени вырастет.

Идем в глубину питомника.

— Из семечка выросли ель колючая, туя, лиственница, — показывает нам грядки Наталья Изюмова.

— Да, в основном мы из семян выращиваем, но начинаем и черенковать те виды, которые в семенах не дают нам нужного эффекта декоративности, — добавляет Ирина Гусева. — К примеру, дерен пестролистый, бузина золотистая, спирея калинолистная формы золотистая.

Идем дальше.

— А вот это более подросший материал: барбарис амурский, барбарис Тумберга пурпурный, магония вечнозеленая, — рассказывает Наталья Изюмова, — такая, к слову, в Комсомольском парке растет.

Любуемся и многими другими саженцами: дуб красный (нас особенно очаровал), береза даурская, береза бумажная болотная; клен остролистный, лох серебристый (кустарник).

— Питомник занимает примерно

6 гектаров, — говорит Игорь Фролов, — работает со дня основания цеха — 45 лет. В настоящее время это 70 видов кустарников, 50 видов деревьев. К слову, далеко не все промышленные предприятия сохранили свои аналогичные структуры во времена кризисов и потрясений. Наш питомник лишь урезали в площади.

Но уникальный опыт и богатейший ассортимент сохранен. Тогда возникает вопрос, почему в Череповце не наблюдается такого изобилия? Исключение разве что Комсомольский парк, где, по мнению Ирины Гусевой, сохранена уникальная коллекция зеленых насаждений и особая аура вековой истории Череповца.

Да, саженцы (их цена, кстати, от 100 рублей) периодически закупают строители, которые не могут сдать дом без благоустройства двора. Время от времени берут их и коммунальщики, в компетенции которых благоустройство территорий. Однако все эти закупки текущие, зачастую спонтанные, ибо в городе нет единой стратегии озеленения, нет координирующей силы, которая обеспечила бы украшение города не как придется, а в соответствии с авторитетным архитектурно-дизайнер­ским замыслом.

При этом нужна исключительно организующая роль городских властей, ибо энтузиазма у горожан, желающих принять участие в озеленении родного города, с лихвой. Об этом свидетельствуют акции металлургов «Зеленое кольцо» и городская программа «Родил ребенка — посади дерево». В ее рамках, напомним, высаживались деревья у роддома МСЧ «Северсталь», озеленялись отдельные дворы и пустыри.

Так может, стоит все-таки взять пример с нашего легендарного градоначальника И.А.Милютина, который не жалел средств и сил на создание уникального для своего времени Соляного сада. Причем если Иван Андреевич возил редкие сорта деревьев за тридевять земель, то сегодня все под боком: бери — не хочу. Можно также поинтересоваться опытом таких городов, как Нижний Новгород или Омск, где в советах по благоустройству и озеленению территории города активно сотрудничают архитекторы, агрономы, дизайнеры, экологи, руководители специализированных предприятий.

«В питомнике выращивают примерно 70 видов кустарников и 50 — деревьев, — говорит зам. начальника цеха Игорь Фролов. — Теперь это уникальный питомник

на всем Северо-Западе.

К нам даже из Питера обращаются за саженцами».

Если вас волнуют экологические проблемы Череповца — грязные улицы, автомобильные пробки, захламленные дворы, вырубленные деревья; если вы хотите высказаться по поводу затронутых в статье тем, охарактеризовать работу муниципальных служб, предложить пути решения тех или иных природоохранных задач, пишите в редакцию нашей газеты (с пометкой на конверте «Экология города»), звоните по телефону 57-69-25, направляйте электронные письма по адресу: si.beglyak@izdom.ru.

. №202(22365)
27.10.2008

Источник: Газета «Речь»