Без пяти минут президент
Менее чем за две недели до выборов нового президента США, которые пройдут 4 ноября, их исход практически предрешен.
Менее чем за две недели до выборов нового президента США, которые пройдут 4 ноября, их исход практически предрешен. По последним опросам, демократический кандидат Барак Обама обгоняет своего соперника-республиканца Джона Маккейна уже более чем на 10 %. Согласно опубликованным в минувший четверг данным опроса, проведенного агентством Reuters, за Обаму готовы проголосовать 52 % американских избирателей, в то время как рейтинг Маккейна снизился до
40 %. В победу 72-летнего республиканца, кажется, уже не верят даже его ближайшие соратники. По мнению американских политологов, только чудо или какая-нибудь глобальная катастрофа помогли бы Маккейну опередить Обаму.
Не хватает всего 6 голосов.Еще лучше шансы Обамы выглядят, если вспомнить, что президента в США избирают не напрямую.
4 ноября американцы, отдавая голос за того или иного кандидата, на самом деле будут отбирать так называемых выборщиков, которые затем должны на специальном собрании избрать главу государства. Причем количество выборщиков от каждого из 50 штатов — не одинаковое, а пропорционально количеству жителей. Именно эта «загогулина», прописанная в американской Конституции отцами-основателями США, позволила несколько раз стать президентами кандидатам, набравшим меньшее количество голосов от числа всех избирателей. Последний раз такой конфуз случился относительно недавно: в 2000 году кандидат от демократической партии Алан Гор собрал в свою копилку на несколько десятков тысяч голосов больше, чем его соперник Джордж Буш-младший. Однако Буш «взял» больше густонаселенных штатов и «на фотофинише» обошел Гора по числу выборщиков.
На нынешних выборах такая ситуация практически исключена. Бараку Обаме за две недели до голосования не хватало всего 6 голосов выборщиков. Таковы данные экспертов, решивших проанализировать опросы общественного мнения в США с учетом числа голосов каждого штата в коллегии выборщиков, которая формально выбирает президента США. Выяснилось, что Джон Маккейн может стать президентом США лишь при совершенно невероятном развитии событий — если за него проголосуют все штаты, в которых еще не определился фаворит президентской гонки. Расклад в целом таков:
270 голосов в коллегии выборщиков необходимо набрать кандидату, чтобы победить на выборах;
264 голоса в коллегии выборщиков принадлежат штатам, в которых победа Обамы не вызывает никаких сомнений;
163 выборщика представляют штаты, в которых непременно победит Джон Маккейн;
111 выборщиков представляют штаты, в которых нет очевидного фаворита.
Мир — за Обаму… С подавляющим преимуществом чернокожий сенатор от штата Иллинойс лидирует в соревновании «международных симпатий». Россия — не исключение. Недавно на сайте журнала Economist была опубликована электронная карта мира, из которой следует, что подавляющее большинство государств хотят видеть во главе США именно Обаму. Исключение составляют Грузия (Маккейн — давний и верный «дружок» Михаила Саакашвили), Куба и почему-то Македония. В России, согласно Economist, соотношение следующее: 85 % за Обаму и 15 % за Маккейна. Еще весной, по данным опроса, проведенного газетой The Telegraph, Обаму в России поддерживали 31 % опрошенных, Маккейна — 24 %. Естественно, что после жестких антироссийских высказываний Маккейна в ходе войны в Южной Осетии количество наших соотечественников, благоволящих к «сенатору-ястребу», заметно снизилось. При этом понятно, что позиции и интересы в «президентском вопросе» гражданского общества и политических элит могут не совпадать. И очень часто не совпадают в реальности. Очевидно, что элиты стран так называемой «новой Европы» (бывшие советские сателлиты и некоторые бывшие республики бывшего СССР) делают ставку на Маккейна. Вследствие жестких, на грани русофобии, антироссийских высказываний ветерана вьетнамской войны и поскольку именно с ним связывают надежды на продолжение внешнеполитического курса Буша-младшего, существенно повысившего их статус («продвижение НАТО на Восток»). Это, впрочем, вовсе не означает, что большинство населения этих стран также отдает свои симпатии старому республиканцу. Возникает законный вопрос: кто из кандидатов уже после того, как и Маккейн, и Обама в ходе предвыборной кампании посоревновались в «нелюбви к России», больше соответствует нашим геополитическим интересам? Мнения расходятся.
Медведев и Путин — тоже.Для российского политического бомонда поддержка Обамы определяется позицией властного тандема Медведев — Путин. Первый, еще будучи кандидатом в президенты (то есть находясь в статусе нынешних претендентов на пост главы Белого дома), недвусмысленно дал понять, что, хотя Россия готова иметь дело «с любой администрацией, которая будет образована в результате выборов», ей «конечно, проще работать с людьми, которые находятся на современных позициях, а не с теми, у кого в глазах отблески прошлого, а зачастую просто исповедующими такие полумаразматические взгляды». В конце августа Владимир Путин в интервью CNN предположил, что «кто-то в Соединенных Штатах специально создал этот конфликт (в Южной Осетии — авт.) с целью обострить ситуацию и создать преимущество в конкурентной борьбе для одного из кандидатов на пост президента Соединенных Штатов». Хотя Путин, как и Медведев до этого, не назвал никаких имен, было понятно, что имеются в виду республиканцы. Таким образом, высшее руководство страны за несколько месяцев до выборов четко обозначило свою позицию: предпочтение отдавалось демократам, конкретнее — Обаме.
Маккейн
как «меньшее зло».На этом фоне диссонансом звучат голоса некоторых близких к Кремлю политологов, считающих, что Маккейн будет «меньшим злом» для России. Например, телеведущий Михаил Леонтьев пропагандирует точку зрения, согласно которой в случае победы Маккейна у России с США будут, по крайней мере, более «искренние» отношения — ведь Маккейн, в отличие от Обамы, не скрывает свою антироссийскую направленность. С точки зрения заместителя директора Центра трансатлантической безопасности ИСКРАН Владимира Батюка, на победу Маккейна в России делают ставку те, кто считает, что Россия и США обречены на конфронтацию. «Для России в качестве спарринг-партнера в конфронтации, в противостоянии лучше, чем Маккейн, вообще никого не придумаешь. Он очень удобная мишень, он воплощение «империи зла» в американском варианте».
Также существует точка зрения, что Маккейн удобен для России еще и тем, что такие традиционные для демократов темы, как защита прав человека, для него находятся на втором плане. В то же время для Обамы повестка прав человека, развития демократии является ключевой.
Не учите нас жить.По мнению Владимира Батюка, это ошибка: правые республиканцы сейчас являются не меньшими моралистами и сторонниками использования лозунга прав человека, нежели демократы. Маккейн в случае своего прихода к власти будет заострять вопрос о правах человека в России ничуть не хуже Обамы. Разница между двумя кандидатами, на взгляд Батюка, в другом: «Одно дело — говорить о правах человека, ведя войну в Ираке, как собирается это делать Маккейн. Другое дело — говорить о правах человека, выведя войска из Ирака и прекратив войну, как это собирается сделать Обама. И тут Обама мог бы стать действительно не очень удобным оппонентом на международной арене, и российским властям это следовало бы учитывать». Стоит заметить, что подобный подход априори предполагает, что Россия «виновна» в каких-то серьезных нарушениях прав человека, и это делает ее удобной мишенью для защитников демократии в США. Однако этот подход далеко не бесспорен. Кроме того, после президентства Буша-младшего мало кто станет прислушиваться к либеральным поучениям Вашингтона в области прав человека с прежним пиететом.
Денежные рекорды.Кто бы ни победил, Обама или Маккейн, уже сейчас ясно: предстоящие 4 ноября выборы президента США и выборы в Конгресс будут самыми дорогостоящими в американской истории. Вместе они обойдутся в рекордную сумму — более 5,3 млрд долларов (впервые в американской истории перевалив отметку в 5 млрд долларов). Только президентские выборы «потянут» на 2,4 млрд. Расходы на выборы 2008 года будут на 27 % выше, чем в 2004 году, когда было истрачено 4,2 млрд долларов.
Согласно американским СМИ Барак Обама на свою избирательную кампанию собрал рекордную сумму в 603 млн долларов. Его соперник-республиканец сенатор Джон Маккейн — почти вдвое меньше, «всего лишь» 358 млн долларов.
Предыдущий «денежный рекорд» принадлежал нынешнему президенту Джорджу Бушу-младшему, который на свое переизбрание в 2004 году собрал 367,2 млн. «Финансовая мобилизация» по Обаме выглядит так: 95 млн долларов имелись на счетах штаба Обамы к началу сентября; в сентябре он собрал невиданную в политической истории США сумму — 150 млн долларов. Еще 50 млн привлек национальный комитет демократической партии.
Считается, что за октябрь и партия, и ее лидер соберут не меньше 200 млн долларов. В сумме получается около 500 млн долларов — на два месяца. Еще около 100 млн было потрачено в ходе праймериз. Обама развернул по всей стране, в том числе и в самых консервативных республиканских «вотчинах», активные наступательные действия. Внешне это выражается прежде всего в создании густой сети штатных и добровольных помощников на местах, мобилизации сторонников для сбора средств и обработки избирателей, включая массовую регистрацию афроамериканцев, а также в производстве и показе рекламы.
Деньги, харизма. Блестящие ораторские способности, популизм — вот слагаемые феноменального успеха 43-летнего сенатора Обамы, который еще год назад был мало кому известен за пределами своего штата. И который сегодня — без пяти минут президент самой могущественной страны мира.
Сергей Комлев
№202(22365)
27.10.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →