Вход на «Территорию» разрешен
Молодые актрисы череповецкого Камерного побывали в театральном зазеркалье
Москва, самый дорогой город в мире, в середине октября неожиданно расщедрился. Московский фестиваль-школа «Территория», организованный Чулпан Хаматовой, Евгением Мироновым и Кириллом Серебренниковым, пригласил в гости молодых актеров со всей России. Принимали по высшему разряду: бесплатно поселили в хорошей гостинице, бесплатно кормили, а также бесплатно пускали на мастер-классы ведущих режиссеров мира и на их же спектакли. И за все десять дней, пока проходил фестиваль, ни одного слова о финансовом кризисе. По окончании фестиваля участникам мимоходом сообщили, что на затраченные на организацию «Территории» средства можно было построить детский садик. Попали на благословенную «Территорию» и две молодые актрисы нашего Камерного театра — Майя Еленникова и Елена Смирнова.
Майя, хотя и играет на череповецкой сцене Снежную королеву, на фестивале чувствовала себя Алисой в Зазеркалье. «Заходишь в театр, а там в фойе столы длинные стоят и на них яблоки в корзинках. Хочешь — бери. А из сцены живые березки растут. Чудеса», — задыхаясь от восторга, рассказывает Майя Еленникова.
Ненавистники среднего образования говорят, что школа-десятилетка сушит мозги и губит индивидуальность. Фестивальная школа-десятидневка возымела обратный эффект. «Организаторы не ставили задачи научить нас чему-то. Фестиваль был больше похож на дегустацию. Нам рассказали и дали «попробовать на вкус» различные новшества в современном искусстве. Если что-то понравилось, иди сам и развивайся в этом направлении. В отношении меня они добились своей цели. После «Территории» очень захотелось поучиться, но не в ГИТИСе или МХАТе, где пять лет будешь изучать то, что в основном тебе не пригодится. Хочется учиться актерскому мастерству, и по собственному желанию, а не из-под палки. После окончания фестиваля меня попросили написать о нем отзыв. Я написала: «Это похоже на взрыв, после которого играет музыка». Девушки рассказали «Речи» о встречах с интересными людьми.
Чулпан Хаматова.Елена СМИРНОВА: Мы попали на открытую репетицию спектакля «Бедная Лиза». Это пластический спектакль, его режиссер — известный хореограф Алла Сигалова. Спектакль лишен слов, смысл проявляется в движениях. Это не танец, это своеобразный язык тела. Слов нет, а все понятно. Уровень профессионализма Чулпан Хаматовой, которая играет в «Бедной Лизе» главную роль, захватывает. На репетиции она отдается вся, до последнего предела. А Сигалова еще кричит на нее: «До конца! Не жалеть себя! Еще…» И Чулпан через «не могу» работает. Отдача энергии колоссальная, вот чему бы поучиться у нее каждому актеру. Там кроме нас и студентов были еще дети, больные лейкемией, — она, как известно, возглавляет фонд помощи детям. Было видно, что Чулпан это очень подстегивает, и она старается ради них.
Майя ЕЛЕННИКОВА: Очень хотелось к ней подойти и высказать свои эмоции. После репетиции она долго занималась детьми, и мы понимали, что ее сейчас лучше не трогать. Подойти к ней все же удалось, мы сфотографировались, она меня даже приобняла. Она легко подпускает к себе и очень открытая. Она много принимает в себя, поэтому у нее и есть что отдавать. Я сказала Чулпан спасибо, а она искренне ответила: «Это вам спасибо». Они, организаторы «Территории», все такие. И Евгений Миронов, и Кирилл Серебренников постоянно благодарили нас за то, что мы приехали.
Алла Демидова.М.Е.: Наша прославленная актриса впервые давала мастер-класс в России, так что это был эксклюзив своего рода. Она очень интересно сказала, что актер может на своих чувствах на сцене всего три года прожить. Дальше ему нужна техника актерская. Для меня этот совет поступил очень вовремя — я давно задумывалась над этим. Одно время мне казалось, что без техники актер может прожить, были бы талант и эмоции. А теперь поняла: надо работать над техникой, вырабатывать ее.
Дмитрий Крымов.М.Е.: Это просто гений. Евгений Миронов сказал про него, что он открыл театр с другой стороны. Обычно кто становится режиссером? Актер. А Крымов — театральный художник. А еще он сын знаменитых родителей: режиссера Анатолия Эфроса и театрального критика Наталии Крымовой. Его спектакли меня потрясли, особенно тот, в котором рассказывалось о жизни композитора Шостаковича. Раньше я сидела в зале и долго думала, что значит тот или иной образ, появившийся на сцене, — голова вспухает. А здесь я сидела расслабленная и сразу прочитывала закодированные образы. Например, на подмостки выходит огромная кукла, изображающая мать Шостаковича. И вдруг она надевает фуражку со звездой, и ты понимаешь, что это уже недобрая Родина-мать. Выходишь из зала с легкой головой, без загруза. Фактически, Крымов, пускай и очень своеобразно, но доступно и просто рассказал трагическую историю, как великого человека превратили в марионетку.
Е.С.: На его спектакле я испытала странное ощущение, которое раньше было мне незнакомо: в некоторых местах мне очень хотелось смеяться, хотя ничего смешного там не было. В других же — плакать навзрыд, хотя в это время никого не убивали. Заметила, что и зал реагировал примерно так же. А еще мы побывали на мастер-классе Дмитрия Крымова, хотя мастер-классом это не назовешь. Скорее открытая и откровенная беседа. На него смотреть одно удовольствие. Очень светлый человек. Я запомнила один его совет: «Главное — найти свое волнение в жизни и придать ему форму». А еще сказал, что понятия «современное искусство» не существует. Современно то, что затрагивает зрителя, цепляет его.
Явор Гырдев.М.Е.: Это такой известный болгарский театральный режиссер. Он давал три мастер-класса. Рассказал о себе, о болгарской режиссуре. Например, высказал интересное соображение: если в России возможен семичасовой спектакль, то в Болгарии нет. Зрители уйдут. Мы побывали на нескольких его спектаклях. Например, в одном из них, под названием «Человек-подушка», актеры играют в особом помещении, которое отгорожено от зрителей стеклом. Действие происходит в тюремной камере. В другом спектакле у актеров к очкам прикреплены маленькие камеры, и публика на больших экранах видит все их глазами. Потрясающее ощущение.
Дзе Канамори
и Катя Бенджамин.Е.С.: Они давали мастер-класс по владению телом. Основной акцент был сделан на том, что движение само по себе не имеет никакого смысла. Ненаполненный актер может как угодно изящно двигаться и танцевать, но никаких струн у зрителей он не затронет. Идет все из сердца и головы — сначала должна родиться энергия, после чего выливается в движение. Только тогда оно становится понятным. По словам мастеров, в теле у человека два основных энергетических потока: один ведет вверх, другой вниз. Мы можем творить и летать под небесами, но не должны забывать, что стоим на земле.
М.Е.: Катя Бенджамин говорила, что наше тело знает больше, чем мы сами, — спрашивайте свое тело, почему ему комфортно и почему нет, и оно ответит. А вообще, многие мастера говорили о том, что актеру важно уметь расслабляться. Этого многие не умеют.
Художественный руководитель Камерного театра Татьяна МАКАРОВА:
— Я очень положительно отношусь к таким поездкам. Жалко, что актерам нашего театра редко выпадает такое счастье — съездить, показать себя, на спектаклях посидеть, чему-то улыбнуться, над чем-то взгрустнуть, завести знакомства творческие. Театр развивается, когда он показывается и смотрит сам. Это не замкнутое пространство. Отгороженность от остального мира никогда не идет театру на пользу.
Сергей Виноградов
№201(22364)
24.10.2008
Цены на проезд в общественном транспорте Вологды вырастут уже 25 декабря
А вот стоимость проездных администрация города подняла с 1 декабря →
Дистанционные мошенники обирают вологжан в среднем на 2 миллиона рублей каждый день
За первые пятнадцать дней наступившего года пострадали уже 59 наших земляков →