22 октября 2008 года. 08:06

Совещания в резиновых сапогах

Под усиленным контролем властей города и области реставрация усадьбы Гальских набрала темпы
49 дней до «выселения» — именно такой срок определен реставраторам на то, чтобы закончить все работы и покинуть здание барского дома усадьбы Гальских. Реставраторы уверены, что в срок уложатся. Убедились в этом и мы, побывав в усадьбе: работы идут здесь полным ходом.

Чуть больше месяца назад здесь побывала комиссия, в составе которой были мэр Череповца Олег Кувшинников и первый заместитель губернатора Виктор Рябишин. Комиссия осталась недовольна результатами и темпами работ. Но теперь в усадьбе многое изменилось.

Первое, что бросается в глаза еще при подъезде к бело­голубому домику, — аккуратно разровненное бульдозером поле перед ним. Возле дороги стоит контейнер для крупногабаритного мусора; даже камни с поля выбраны и сложены отдельной грудой. И это там, где четыре недели подряд проверяющие видели, по словам мэра, «территорию, разбитую, как после бомбовых ударов, захламленную строительными материалами и мусором, изрытую траншеями»!

— Благоустройство территории выполнил УКСиР мэрии, — говорит Константин Смирнов, директор реставрационной мастерской ООО «Электра», встретивший нас в усадьбе. — Они же будут заниматься сносом ветхих построек, установкой уличных фонарей и прочим. А внутренние работы — наша сфера.

Мы проходим в помещения барского дома. Здесь раздается стук молотков и визг электролобзиков: плотники заняты настилкой паркета.

— К концу октября мы закончим паркетный пол на первом этаже, двери у нас тоже готовы, — рассказывает Константин Львович. — То есть нам остается ноябрь на навеску дверей, набивку плинтуса и доделку прочих мелочей. Что касается малярных работ, то мы их уже закончили. Просто в ходе дальнейших работ мы некоторые стены попачкали, поэтому придется их подновить.

Первоначальный вид усадебных полов реставраторам известен только по эскизам первого архитектора, занимавшегося восстановлением «дворянского гнезда» Гальских. Их реставраторы использовали как руководство, заказывая половые доски для всех помещений и особый наборный паркет для самого большого зала, Южного.

— Это — натуральная дубовая доска, — говорит Константин Смирнов, поглаживая дерево рукой, — не какой­нибудь там синтетический ламинат! А вот те щиты — наборный паркет «Версаль», изготовленный по нашему специальному заказу австрийской фирмой. Каждый щит скомпонован из древесины разных сортов; рисунок повторяет тот, что был здесь в оригинале и тоже сохранился в эскизах первого архитектора. Щиты сделаны с «состаренным» эффектом: в них специально оставлены небольшие щели, неровности. Мы пока не спешим их укладывать: завтра к нам приезжает Сергей Куликов, федеральный архитектор по Вологодской области. Он даст указания, как правильно это сделать.

— А электрификация усадьбы, отопление — это все уже готово?

— Дом уже давно подключен к паровому отоплению. Во время последнего визита комиссии оно не находилось в нерабочем состоянии, а просто было отключено. Электричество тоже здесь есть, недавно завезли новый кабель, и мы закончили новую постоянную сеть. А люстры, бра и прочее убранство — это уже будет делать музей. У них есть часть подлинных экспонатов.

— Одно из замечаний комиссии касалось оконных рам…

— Рамы у нас в полном порядке: здесь мы сохранили историческую достоверность, опирались на фотографии и конструкцию рам в доме того же периода, сохранившемся в Вологде. Они действительно были такими — тонкими и ажурными. А что касается щелей, на которые нам указали, — это технические щели, они оставлены между зимней рамой и окном для того, чтобы те вставлялись и вынимались. После того как зимние рамы вставлялись на свои места и закреплялись клиньями, эти щели законопачивались. И у нас будет сделано так же.

— Выдержит ли усадьба зимние холода? — повторяем мы сомнения, высказанные комиссией.

— Разумеется! Вы были на втором этаже? Там сейчас тепло. Это работает паровое отопление, проложенное под полом. Печи, которые мы отреставрировали, будут чисто декоративными. Кстати, завтра будем еще решать вопрос, заменять ли оригинальные, но поврежденные изразцы новоделами или сохранить достоверность.

Сергей Шахомиров, начальник управления по делам культуры, к которому мы обратились за комментариями, подтвердил названные цифры и факты:

— Действительно, 10 декабря все реставрационные работы завершатся, и с января начнется музеефикация. Эта часть работ — самая обширная, но мы все же поставили себе срок — к 1 июля открыть пять музейных залов. Сейчас мы каждую неделю отправляемся в усадьбу, чтобы провести там оперативное совещание всех организаций, участвующих в реставрации. А завтра состоится совещание с вологодскими кураторами проекта, которые, кстати, тоже регулярно приезжают. Правда, отправляясь на эти оперативки, нам всем пока приходится надевать резиновые сапоги…

Алена Андреева
№199(22362)
22.10.2008

Источник: Газета «Речь»