16 октября 2008 года. 08:34

Монополия на эвакуацию

Управление областной антимонопольной службы заинтересовалось работой череповецких штрафстоянок
Куда уходят деньги, которые водители платят за услуги спецстоянки, и почему в Череповце этим бизнесом занимается единственный предприниматель? Ответы на эти вопросы искали специалисты областного управления Федеральной антимонопольной службы, к которым поступило заявление от одного из депутатов Законодательного собрания области. По итогам проверки дело в отношении череповецких штрафстоянок закрыто, но вопросы остались.

Учитывая, что эвакуация в городе приобретает массовый характер и на штрафстоянке машина может оказаться не только если ее водитель пьян или ездит без прав, но и если он просто остановился в неположенном месте, вопросы тарифов на перемещение транспорта и самой организации этого процесса становятся все более актуальными. Поводом для проверки со стороны антимонопольной службы стали многочисленные обращения граждан в различные органы власти: люди жаловались на то, что по всей области тарифы на эвакуацию существенно завышены. Так, в Верховажье час пребывания машины на спецстоянке обходится уже в 200 рублей. Череповецкие расценки (кстати, недавно повышенные) на этом фоне выглядят вроде по­божески: 78 рублей в час за легковой автомобиль после первых суток, которые не оплачиваются. Однако если сравнивать наши цены и цены в соседних регионах, то не заметить разницу просто невозможно: в Ленинградской области, где эвакуация поставлена на поток, час хранения машины на штрафстоянке обходится в 12 рублей, столько же он стоит в Архангельской области. При этом к почасовой оплате в Череповце нужно прибавить еще и 3132 рубля — за такие операции, как «прием» и «выдача» автомобиля, которые заключаются в оформлении нескольких официальных бумаг и открывании ворот.

— Вопрос ценообразования не входит в нашу компетенцию, и мы оставили его за рамками проверки, но в ее ходе мы, например, выясняли, что во всех муниципальных образованиях области, в том числе и в Череповце, спецстоянки отданы фирмам или частным предпринимателям без проведения торгов, — говорят специалисты отдела контроля органов государственной власти УФАС по Вологодской области. — Мы изучили судебную практику по таким делам и обнаружили, что Высший арбитражный суд в аналогичном случае обязывает расторгнуть договор органа внутренних дел и владельца спецстоянки. В ряде районов Вологодской области после нашей проверки такие договоры были расторгнуты в добровольном порядке, после чего объявлялись торги. Еще в нескольких районах этот процесс сейчас идет.

Ситуация с Череповцом сложилась иная: как выяснилось, постановлением мэра от 14 июля 2004 года в городе были созданы две спецстоянки (сейчас в основном используется стоянка в Гритино, на выезде из Череповца), а уполномоченным лицом по их эксплуатации назначен частный предприниматель Сергей Базлов. Однако 16 февраля 2005 года другое постановление исключает из предыдущего документа все пункты, касающиеся бизнесмена. Но при этом он и по сей день остается действующим хозяином штрафстоянок.

— Так как второе постановление освободило Базлова от обязанности заниматься спецстоянкой, нарушения антимонопольного законодательства здесь нет, и мы вынуждены были закрыть дело, — констатируют в отделе контроля органов государственной власти управления ФАС.

Примечательно, что проверка УФАС затронула те же самые проблемы, о которых «Речь» писала в марте 2006 года, когда череповчане Чеслав и Юрий Зайцевы пытались на основании тех же упомянутых выше документов в суде доказать незаконность работы спецстоянки. Отец и сын настаивали: раз есть постановление мэрии, которое снимает с Сергея Базлова функции уполномоченного лица по эксплуатации штрафстоянки, то и заниматься этим бизнесом он не имеет права. Суд тогда принял решение не в их пользу.

Спецстоянка в Гритино сейчас ежедневно принимает по 15 — 20 автомобилей. Сюда привозят машины тех, кто попался на пьяном вождении или езде без прав, тех, кто нарушил правила парковки, и тех, кто попал в серьезную аварию. Сюда же свозятся бесхозные автомобили, а также незаконно установленные гаражи и игровые автоматы. По различным данным, на стоянке сейчас находится 600 — 700 машин, владельцы многих вряд ли уже когда­то объявятся.

Спецстоянка за годы своей работы завоевала крайне сомнительную репутацию у автовладельцев: достаточно того факта, что ее расположение будто специально выбрано так, чтобы нарушитель как можно больше времени потратил на переезды. К этому стоит прибавить и устойчивые слухи о «черных аукционах» по продаже брошенных машин или их частей. Остается также и вопрос использования полученных от нарушителей средств: при минимальных расходах на спецстоянке мало что изменилось за все время ее существования, на весь город до сих пор три эвакуатора. Тем не менее эти три эвакуатора, как заявляют городские власти, задействованы на полную мощь и работают круглые сутки. На спецстоянке оказывается все больше машин, и можно предположить, что количество жалоб на расценки и прочие «нюансы» будет только увеличиваться.

Андрей Ненастьев
№195(22358)
16.10.2008

Источник: Газета «Речь»