Обеление белых
За неполную неделю показа в Череповце «Адмиралъ» догнал самый кассовый фильм года «Хэнкок»
На экраны России и СНГ вышел самый долгожданный фильм года — «Адмиралъ». По официальным данным, фильм был выпущен рекордным тиражом — 1247 копий, из которых 120 демонстрировались на территории Украины. За стартовый уикэнд фильм посмотрели около 2 млн зрителей в России, странах Балтии, СНГ, из них на Украине более 256 тыс. зрителей. Общие сборы составили более 345 млн рублей. По данным опросов на выходе из кинотеатра, 98 % зрителей оценили фильм на 4 и 5, а более 80 % зрителей готовы рекомендовать его знакомым. В Череповце подсчитывают свои цифры: за неполную неделю показа «Адмирала» в четырех городских кинотеатрах фильм посмотрели около десяти тысяч зрителей.
Зрители, успевшие влюбиться в картину, утверждают: создатели поставили твердый знак не только в заголовке, но и во всем отечественном, а то и мировом, кино. Столь крепких картин, дескать, лет пять не было. В лексикон череповецких кинотеатров, в разгар мирового кризиса переживающих невиданный зрительский бум, снова приходит понятие «аншлаг» — в минувшие выходные залы были переполнены, в будни раскупается две трети мест. Зрительски же вернулись к практике повторных походов на уже увиденный фильм. Дабы пересмотреть. На сегодня по сборам «Адмиралъ» делит первое место с американской комедией «Хэнкок», но нет никаких сомнений, что в скором времени его обойдет.
Кинокритика при всем при этом на фильм ополчилась, дружно обозвав его «клюквой пофлотски». Зрительский ажиотаж вокруг «Адмирала», шагающий по стране, киноведы объясняют массированной рекламой на «Первом канале», удачным смешением исторического и развлекательного жанра (вроде серьезное кино смотришь, просвещаешься, а «не грузит») и приглашением в картину медийной команды актеров, своими прошлыми работами доказавших прибыльность их приглашения куда бы то ни было. Основные претензии, предъявляемые критиками режиссеру и продюсерам, касаются непроработанности и легковесности сценария, неудачного кастинга и откровенно плохой игры актеров, общей исторической лжи, и в частности поклепа на бойцов и командиров Красной армии. Все как один киноведы признаются, что доселе в приязни к красноармейцам не замечены и Чапаева считают анекдотическим персонажем, но всему же есть предел. Красные в фильме — форменные злодеи и убийцы, для которых люди — лишь точки в прицеле «максима». Тогда как их противники под развевающийся триколор идут умирать за Родину. И делают это под грустную музыку, в замедленном темпе падают на снег, по которому расползаются кровавые пятна. Иными словами, по мнению многих специалистов, фильм склеен из киноштампов, а несколько сцен напрямую копируют эпизоды из «Титаника». Череповецкий киновед Игорь Птицын упрекнул «Адмирала» и за политический подтекст:
— Раньше снимали фильмы вроде «Ленин в восемнадцатом году», сейчас — Колчак в 18м году. Я резко отрицательно отношусь к наметившейся в искусстве тенденции реабилитации белого движения и монархии. Это еще с «Сибирского цирюльника» началось. Думаю, до конца мы очень не скоро сможем понять, частью какого глобального проекта были эти фильмы. Раньше был социалистический реализм, сейчас — антисоциалистический. Фактически, то же самое, только знаки поменялись — плюс на минус. В массовое сознание продвигают фигуры конца XIX — начала XX века. Думаю, в скором времени будет снята картина о Столыпине, не зря же последние годы Никита Михалков о нем повсюду говорит — наверняка это сделают в 2011 году, к столетию со дня его убийства. Здесь и деятели науки, крупные русские военачальники и государственные деятели. Подобные фильмы поставят на поток. Вспомнят геополитические региональные войны вроде русскояпонской — это вытекает из современности. Большие войны Россия вряд ли будет вести, а мелкие наверняка никуда не уйдут — та же Грузия, например. С киноэкрана нам напомнят, как Россия раньше воевала на Кавказе и в Средней Азии. Генерал Ермолов, к примеру. Чем не персонаж для блокбастера?
Не исключает Игорь Птицын и возможности скорого появления на экранах уроженца Череповца художникабаталиста Василия Верещагина — сцена затопления броненосца «Петропаловск», на палубе которого стоит с мольбертом Верещагин и делает зарисовки битвы, так и просится на большой экран.
У директора городского училища № 21, выпускающего моряков и речников, Сергея Мартяшова свой герой: «Мой кумир — капитан легендарной подлодки Александр Маринеску. Помните такого? Я и в его кронштадтском музее бывал, и, кстати, фильм про него отличный был снят. Фильм об адмирале Колчаке я пока не смотрел, но много о нем слышал — считаю, что такие картины очень нужны. Любовь к профессии у наших учащихся стараемся прививать, чтобы они были в курсе крупных личностей в морском деле. Особенно о наших земляках — о Сергее Преминине рассказываем на классных часах и специальных занятиях».
Опрошенные нами школьные учителя истории выходом «Адмирала» в свет тоже довольны — понастоящему заинтересовать учеников историей Отечества дело непростое. Перекос сценария в сторону белой армии тоже во вред делу не пойдет — всегда можно затеять увлекательную дискуссию. Быть может, защитники и противники Колчака будут искать аргументацию не только на DVD и «Первом канале», но и в книгах. И наверняка наткнутся на информацию, что в числе наипервейших планов Колчака было завоевать совсем не морские города Вологду и Вятку, откуда продолжать наступление на страну.
Кстати, возвращения под влиянием Колчака забытого современными школьниками «морского боя» на задние парты учителя тоже не боятся.
Сергей Виноградов
№194(22357)
15.10.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →