15 октября 2008 года. 08:55

Обеление белых

За неполную неделю показа в Череповце «Адмиралъ» догнал самый кассовый фильм года «Хэнкок»
На экраны России и СНГ вышел самый долгожданный фильм года — «Адмиралъ». По официальным данным, фильм был выпущен рекордным тиражом — 1247 копий, из которых 120 демонстрировались на территории Украины. За стартовый уик­энд фильм посмотрели около 2 млн зрителей в России, странах Балтии, СНГ, из них на Украине более 256 тыс. зрителей. Общие сборы составили более 345 млн рублей. По данным опросов на выходе из кинотеатра, 98 % зрителей оценили фильм на 4 и 5, а более 80 % зрителей готовы рекомендовать его знакомым. В Череповце подсчитывают свои цифры: за неполную неделю показа «Адмирала» в четырех городских кинотеатрах фильм посмотрели около десяти тысяч зрителей.

Зрители, успевшие влюбиться в картину, утверждают: создатели поставили твердый знак не только в заголовке, но и во всем отечественном, а то и мировом, кино. Столь крепких картин, дескать, лет пять не было. В лексикон череповецких кинотеатров, в разгар мирового кризиса переживающих невиданный зрительский бум, снова приходит понятие «аншлаг» — в минувшие выходные залы были переполнены, в будни раскупается две трети мест. Зрительски же вернулись к практике повторных походов на уже увиденный фильм. Дабы пересмотреть. На сегодня по сборам «Адмиралъ» делит первое место с американской комедией «Хэнкок», но нет никаких сомнений, что в скором времени его обойдет.

Кинокритика при всем при этом на фильм ополчилась, дружно обозвав его «клюквой по­флотски». Зрительский ажиотаж вокруг «Адмирала», шагающий по стране, киноведы объясняют массированной рекламой на «Первом канале», удачным смешением исторического и развлекательного жанра (вроде серьезное кино смотришь, просвещаешься, а «не грузит») и приглашением в картину медийной команды актеров, своими прошлыми работами доказавших прибыльность их приглашения куда бы то ни было. Основные претензии, предъявляемые критиками режиссеру и продюсерам, касаются непроработанности и легковесности сценария, неудачного кастинга и откровенно плохой игры актеров, общей исторической лжи, и в част­ности поклепа на бойцов и командиров Красной армии. Все как один киноведы признаются, что доселе в приязни к красноармейцам не замечены и Чапаева считают анекдотическим персонажем, но всему же есть предел. Красные в фильме — форменные злодеи и убийцы, для которых люди — лишь точки в прицеле «максима». Тогда как их противники под развевающийся триколор идут умирать за Родину. И делают это под грустную музыку, в замедленном темпе падают на снег, по которому расползаются кровавые пятна. Иными словами, по мнению многих специалистов, фильм склеен из киноштампов, а несколько сцен напрямую копируют эпизоды из «Титаника». Череповецкий киновед Игорь Птицын упрекнул «Адмирала» и за политический подтекст:

— Раньше снимали фильмы вроде «Ленин в восемнадцатом году», сейчас — Колчак в 18­м году. Я резко отрицательно отношусь к наметившейся в искусстве тенденции реабилитации белого движения и монархии. Это еще с «Сибирского цирюльника» началось. Думаю, до конца мы очень не скоро сможем понять, частью какого глобального проекта были эти фильмы. Раньше был социалистический реализм, сейчас — антисоциалистический. Фактически, то же самое, только знаки поменялись — плюс на минус. В массовое сознание продвигают фигуры конца XIX — начала XX века. Думаю, в скором времени будет снята картина о Столыпине, не зря же последние годы Никита Михалков о нем повсюду говорит — наверняка это сделают в 2011 году, к столетию со дня его убийства. Здесь и деятели науки, крупные русские военачальники и государ­ственные деятели. Подобные фильмы поставят на поток. Вспомнят геополитические региональные войны вроде русско­японской — это вытекает из современности. Большие войны Россия вряд ли будет вести, а мелкие наверняка никуда не уйдут — та же Грузия, например. С киноэкрана нам напомнят, как Россия раньше воевала на Кавказе и в Средней Азии. Генерал Ермолов, к примеру. Чем не персонаж для блокбастера?

Не исключает Игорь Птицын и возможности скорого появления на экранах уроженца Череповца художника­баталиста Василия Верещагина — сцена затопления броненосца «Петропаловск», на палубе которого стоит с мольбертом Верещагин и делает зарисовки битвы, так и просится на большой экран.

У директора городского училища № 21, выпускающего моряков и речников, Сергея Мартяшова свой герой: «Мой кумир — капитан легендарной подлодки Александр Маринеску. Помните такого? Я и в его кронштадтском музее бывал, и, кстати, фильм про него отличный был снят. Фильм об адмирале Колчаке я пока не смотрел, но много о нем слышал — считаю, что такие картины очень нужны. Любовь к профессии у наших учащихся стараемся прививать, чтобы они были в курсе крупных личностей в морском деле. Особенно о наших земляках — о Сергее Преминине рассказываем на классных часах и специальных занятиях».

Опрошенные нами школьные учителя истории выходом «Адмирала» в свет тоже довольны — по­настоящему заинте­ресовать учеников историей Отечества дело непростое. Перекос сценария в сторону белой армии тоже во вред делу не пойдет — всегда можно затеять увлекательную дискуссию. Быть может, защитники и противники Колчака будут искать аргументацию не только на DVD и «Первом канале», но и в книгах. И наверняка наткнутся на информацию, что в числе наипервейших планов Колчака было завоевать совсем не морские города Вологду и Вятку, откуда продолжать наступление на страну.

Кстати, возвращения под влиянием Колчака забытого современными школьниками «морского боя» на задние парты учителя тоже не боятся.

Сергей Виноградов
№194(22357)
15.10.2008

Источник: Газета «Речь»